Напоминания о Холокосте мешают жить официальному Киеву
Киевское урочище Бабий Яр - без преувеличения, однако из самых страшных мест в мире. Населенные пункты Киевской губернии до революции входили в так называемую «черту оседлости». Как результат - в столице Советской Украины перед войной проживали порядка 220 тысяч евреев - это примерно каждый четвертый житель города. Кроме того, после начала Великой Отечественной войны в этот тыловой тогда город бежали евреи из уже угодивших под оккупацию западных регионов УССР. По мере приближения нацистских войск многие из них успели уйти в Красную армию или эвакуироваться. Однако не менее 50 тысяч евреев по разным причинам остались в Киеве. После захвата украинской столицы нацисты собрали большинство остававшихся в городе граждан этой национальности под предлогом эвакуации. Но вместо этого отравили их в урочище Бабий Яр. Всего за два дня (29—30 сентября 1941 года) зондеркоманда «4а» при участии бойцов полицейского полка «Юг» и украинской вспомогательной полиции убили около 34 тысячи киевских евреев, включая стариков, женщин и маленьких детей. Это стало одним из самых массовых убийств гражданского населения в такие короткие сроки за всю историю Второй мировой войны. Убийства продолжились и в дальнейшем. Помимо евреев, гитлеровцы и их украинские пособники убивали в Бабьем Яру коммунистов, подпольщиков, советские военнопленных, цыган, психически больных, заложников. Общая численность уничтоженных в урочище за все время оккупации точно неизвестна. Она составляет, по разным оценкам, от 100 до 200 тысяч человек. Тела убитых сбрасывали в овраги и засыпали землей. Однако перед приходом Красной армии нацисты эксгумировали останки многих своих жертв и сожгли их. В советское время в районе Бабьего Яра был установлен памятник жертвам нацистских расправ. После 1991 года неподалеку появились небольшие монументы в память об отдельных группах погибших. Неоднократно поднимался вопрос создания большого мемориала. Однако до этого десятилетиями ни у кого не доходили руки. В 2015 году все же началась работа над созданием проекта мемориального центра Холокоста «Бабий Яр». Создателям будущего мемориала удалось найти крупных спонсоров. Причем, как украинских, так и зарубежных – американских, российских (из числа крупных бизнесменов, родившихся на Украине). В 2019 году проект вроде бы стал приближаться к стадии практической реализации. Его художественным руководителем стал некто Илья Хржановский – российский кинорежиссер, также имеющий, судя по данным из Интернета, корни на Украине. Однако на этом месте случилось нечто странное. Многие украинские политики и общественники внезапно резко озаботились судьбой «Бабьего Яра». К проекту у них возникло две крупные претензии. Во-первых, из-за российских спонсоров его начали называть «кремлевским». И это при том, что средства из РФ составляют лишь часть финансов проекта. А сами спонсоры имеют в России далеко не «консеративно-охранительскую» репутацию. Во-вторых, украинской общественности вдруг перестал нравиться Хржановский. Хотя репутация у режиссера вполне либеральная. Он после «майдана» даже подписывал некие письма «в поддержку Украины» и снимал специфическое кино, изображавшее в, мягко говоря, темных тонах советское прошлое. Однако украинских «патриотов» вдруг «смутило», что режиссер вознамерился использовать при создании мемориального центра интерактивные технологии и с помощью психологических экспериментов демонстрировать посетителям ужасы нацизма. По информации германской DW, сопредседатель Ассоциации еврейских организаций и общин (Ваад) Украины Иосиф Зисельс публично назвал проект «троянским конем», который «россияне используют, чтобы показать всему миру, что украинцы, условно говоря, антисемиты, фашисты, которые не могут сами построить мемориал». Второй сопредседатель Ваад, Андрей Адамовский, занял противоположную позицию, подчеркивая просветительскую миссию мемориала и требуя прекратить спекуляции вокруг «русского следа» в проекте. Кто-то начал раскручивать в Интернете сравнения проекта мемориала с «Диснейлендом». А затем и вовсе появилось странное письмо так называемой «украинской интеллигенции», призвавшей передать проект государственному «Институту национальной памяти». Свои подписи под этим опусом поставили около 700 человек. В ряды «интеллигенции» при этом почему-то затесалось немало политиков-порохоботов (так в этой стране называют сторонников Петра Порошенко) . Началась мощная «пробуксовка» проекта в его сегодняшнем виде. При этом имеет место один очень любопытный момент. Частники уже успели договориться о выделении на мемориал значительной суммы денег (как минимум - десятков миллионов долларов). У украинского государства таких «свободных» средств определенно нет. Логика подсказывает, что цель происходящего – торпедировать проект мемориала, как таковой. Почему так происходит? Этому только одно вменяемое объяснение. Киев отчаянно пытается затушевать в общественном сознании своей страны правду о трагических событиях в урочище Бабий Яр, ограничиваясь эпизодическими, протокольными возложениями цветов. Ведь Бабий Яр — это место, в котором себя очень «ярко» проявили именно украинские националисты. А их идеология сегодня фактически является на Украине государственной. Ситуация, когда в том самом Киеве, в котором именами гитлеровских коллаборационистов сегодня названы улицы, появится музей, в котором будет демонстрироваться истинное лицо украинских полицаев, и в самом деле выглядит дико и абсурдно. Несмотря на отстранение от власти команды Петра Порошенко, извращение правды о событиях времен Великой Отечественной войны на Украине принимает все большие масштабы. Некоторые киевские историки уже договорились до того, что в нацистских карательных акциях были виновны партизаны, сами «провоцировавшие» гитлеровцев. Если так пойдет и дальше, то недалек тот час, когда непосредственными убийцами людей в Бабьем Яру объявят коммунистов... Из досье «СП» Американская газета The Wall Street Journal назвала «Диснейлендом Холокоста» скандальный проект мемориала в Бабьем Яру, предварительная стоимость которого оценивается в 100 миллионов долларов. Издание пишет: «Господин Хржановский, несомненно, талантливый режиссер, но его постановка вопроса настораживает. Он планирует воссоздать в Бабьем Яру военный опыт с погружением, дав посетителям возможность почувствовать себя нацистским палачом, еврейской жертвой или местным приспешником фашистов. По представленному плану предлагается воздействовать на посетителей образами и стимулами, чтобы воспроизвести пережитый жертвами ужас. Блуждая по лабиринту, они столкнутся с множеством других болезненных экспериментов. Господин Хржановский предложил воспользоваться технологией виртуальной реальности… Режиссер оттачивал эти приемы во время работы над проектом «Дау» (2019), на который ушло более десяти лет. Этот кино-арт-проект из дюжины художественных фильмов c эффектом присутствия закончился уголовным следствием по подозрению в жестоком обращении с младенцами на съемках. Еще фильмы раскритиковали за реалистический показ сексуального насилия и съемку реальных неонацистов в главных ролях».