Общество обиженых водовозов. Интеллектуальная элита служит Украине плохую службу
Для полноты картины надо бы знать мнение западного обывателя — во сколько он оценивает извечные жалобы истинных украинцев на всесторонние притеснения как хронические препятствия для цивилизационного развития. Но Европа занята строительством Северных и Южных потоков, потому оценку товару приходится давать субъективно — исключительно на основании внутренней экспертизы. Для примера можно взять книгу "Украина в историях и сказаниях. Эссе украинских интеллектуалов", которую презентовали в понедельник в "Укринформе" на киевской улице Богдана Хмельницкого. Полный видео отчет о презентации можно посмотреть на сайте информагентства — благо, нынешние технологии позволяют присутствовать на подобных агитках не выходя, как говорится, из интернета. Здесь же будут изложены несколько замечаний по этому поводу. Итак, на презентации присутствовали Андрей Курков - один из авторов книги, украинский писатель, журналист, киносценарист, президент Украинского ПЕН-клуба; Лариса Денисенко — украинская писательница, адвокат, правозащитница и посол по вопросам толерантности ПРООН в Украине, радиоведущая; Алим Алиев — один из авторов книги, украинский крымскотатарский активист и программный директор "Крымского дома"; Андрей Кулаков - программный директор ОО "Интерньюз-Украина". Книга, надо сказать, ситуативная — сборник 16 текстов от современных украинских, как было сказано на презентации, интеллектуалов: писателей, историков, философов, политических аналитиков, лидеров мнений. Про лидеров мнений пусть социологи рассуждают, а вот про писателей, историков и философов и нам не зазорно будет. Ибо сакраментальный вопрос "с кем вы, мастера культуры?" звучит неутихающим эхом по Пьехе: через годы, через расстоянья, на любой дороге, в стороне любой. Украинские интеллектуалы, вне всяких сомнений — со своим народом. Или нет — со своей нацией. Ибо народ — это пережиток советского прошлого. Сейчас другая мода: говорить о нации государства, которого до 1991 года не было, но которое все захватывали и гнобили. Больше всего в этом преуспели, по всем принятым Верховной Радой законам, русские. Вернее, россияне. Потому, что и в Украине сейчас есть русские, но они как-бы не совсем украинские. В общем, европейскому читателю предлагается сборник историй про то, как бедные украинцы натерпелись. А теперь то ли жалуются, то ли хвастаются. Вот, например, Лариса Денисенко рассказывала о том, что по рождению она литовско-греческая либералка, лишенная возможности учить в детстве свой родной литовский язык, поэтому от украинского — как неродного — была освобождена. Но ввернула, что украинские интеллектуалы не воспринимают Зеленского. "При чем здесь одно к другому и к третьему?" — может спросить внимательный читатель. Но ответа может и не дождаться. Потому что не дело украинского интеллектуала — а то и элиты, которую упомянула пани Денисенко — объяснять свое неприятие Гаранта Конституции, избранного подавляющим большинством голосов. Авторитетнейший украинский современный писатель Андрей Курков же отчитался перед представителями СМИ таким образом: "Мы уже откололи Украину от России и теперь надо создавать новые клише. Хотя новости, которые поступают в Европу из Украины, обескураживают даже политологов". Кажется, это тот самый господин Курков, который призывал украинцев не отказываться от русского языка, не отдавать его целиком и полностью России, потому что язык этот — часть культурного наследия самих украинцев. Так в чем же тогда откололи господа хорошие одну страну от другой, каким таким ледорубом? Помнится, однажды некие агенты откололи альпенштоком мировую революцию от строительства социализма в отдельно взятой стране — тюкнули прямо посередке товарища Троцкого. А тут несогласных по языку колоть вздумали. Он, бедный, опух уже и еле ворочается — куда уж объяснять им европейской общественности, что за новый геноцид устроила многострадальная на своей земле в начале XXI века? А Курков, знай, о своем: "Есть стремление показать, где Украина себя видит в Европе, и как хочет, чтобы ее принимали в мире". Стремление-то есть, да направление-то не то выбрано. Ведь на этом направлении совершенно выхолощены достижения украинцев в построении мощной социалистической державы XX века — светоча мирового национально-освоободительного движения стран Африки, Азии и Латинской Америки. Среди 16 эссе нет — или автор не заметил пока — ни одной комплиментарной истории про Пашу Ангелину, Алексея Стаханова, Игоря Сикорского, Николая Амосова, Бориса Патона и многих тысячах жителей Украины разных времен — созидателях и победителях. Зато много про отношения украинцев и евреев, украино-польские отношения, Украину и крымских татар, tabula rasa, terra incognita и прочая, и прочая, и прочая… Вспоминается один не совсем детский анекдот про то, что за неимением горничной и дворник приобретает невиданную привлекательность — так и здесь: если не говорить об авиаконструкторах и судостроителях, машиностроителях и химиках, энергетиках и шахтерах, строителях новых городов и преобразователях старых, то потерянные в пространстве и во времени маленькие украинцы тоже могут претендовать на роль в истории. Только это всегда будет незавидная роль угнетаемого, роль жертвы, рассчитывающей на подаяние из жалости. Жертвенность на глобальном рынке всегда дешевле созидательности. Добавленная стоимость не создаётся на потерях. Продавать имидж постколониальной нации в странах-метрополиях бывших мировых колоний невыгодно — они все строили свое благополучие с Ренессанса и Просвещения вплоть до Нового времени на эксплуатации задворков цивилизации. Поэтому могут делать вид, что разделяют, но на самом деле — продолжают властвовать. А авторы этого сборника Ярослав Грицак, Вахтанг Кебуладзе, Владимир Рафеенко, Гаська Шиян, Ирена Карпа и прочие — вовсе не интеллектуальная элита, а "Общество обиженных водовозов", на которых "возят воду" по европейским презентациям этого сборника саморефлексий. В этом октябре книга была презентована в Брюсселе, Страсбурге, Франкфурте-на Майне, Франкфурте-на-Одере, Берлине и Кракове. Как спросил бы устами Тараса Бульбы недокоммунизированный Гоголь: "Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?"… По мнению автора этих строк, гораздо большую пользу Украине принесла бы презентация книги об успехах украинских ученых, спортсменов, предпринимателей, изобретателей, людей культуры и искусства — независимо от их языка, вероисповедания, этнических корней и малой родины. Ведь в европах так любят поговорить о мультикультурализме. Который очень хорош для богатых наций. Но для бедных приуготовлен национал-большевизм. И все его адепты — в том числе авторы книги Украина в историях и сказаниях. Эссе украинских интеллектуалов" — служат своей стране плохую службу. Ибо ресентимент не конструктивен. *желающие прочесть книгу на украинском языке и мысленно поспорить с автором могут бесплатно скачать ее здесь.