Плоды пропаганды. Почему спустя четыре года между Украиной и Россией нет авиасообщения

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко уверена: Россия с радостью восстановит авиасообщение с Украиной. «Мы выступаем за возможность общаться, в том числе используя авиацию. Если Украина примет такое решение, я уверена, что мы ответим на него положительно», — заявила она 14 октября. После этих слов один из лидеров украинской парламентской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Юрий Бойко снова заявил о необходимости вернуть былые транспортные связи. «Поезда ходят, а почему не летают самолёты? Мы будем только приветствовать возобновление прямого авиасообщения и поддержим. Там не нужно никакого законопроекта, там «Украэрорух» должен получить указание правительства на разрешение прямых полётов, и всё», — отметил Бойко. Фактически он почти процитировал президента Украины Владимира Зеленского. «Я всегда говорил, что считаю очень странным, что поезда у нас [в Россию] ходят, а самолеты не летают Конечно же, нам это невыгодно. Но наши люди должны этого хотеть. Это важно», — заявлял он во время своего пресс-марафона 10 октября. Таким образом, Зеленский фактически умыл руки, перекладывая ответственность за невозобновление авиасообщения на украинцев, которые так и не смогли поддержать нужную петицию на президентском сайте. Тем не менее, СМИ утверждали: данную проблему можно было бы решить, будь на то политическая воля. «В случае принятия политического решения на двустороннем уровне должно быть подготовлено и направлено в правительство соответствующее поручение. Затем в работу включатся профильные ведомства, в общей сложности проработка вопроса Минтрансом и Росавиацией с авиакомпаниями двух стран может занять порядка двух недель», — рассказал источник в авиационной отрасли агентству «Интерфакс». При этом в возобновлении авиасообщения кровно заинтересованы те украинские компании, которые четыре года назад были одними из «застрельщиков» конфликта. Выстрел в ногу, или «А нас за що?» Когда в 2015 году Росавиция объявила, что с 25 октября российское авиапространство закрывается для украинских компаний, на Украине никто удивлен не был. При этом компания «Международные авиалинии Украины» все же попыталась обвинить во всем РФ. «Мы не понимаем и не приемлем возможные «зеркальные меры» со стороны РФ в отношении украинских авиакомпаний, которые ничего не нарушали», — гласило заявление компании. Тот факт, что именно Украина первая запретила российским самолетам появляться в своем воздушном пространстве, в МАУ проигнорировали. И речь не о Крыме, который Киев считал своей территорией и воздушное пространство над которым «закрыл» еще в 2014 году. 16 сентября 2015 года на сайте президента Украины, которым тогда был Петр Порошенко, появились санкционные списки. В них было 388 физических и 105 юридических лиц. Среди последних был «Аэрофлот» и еще около двух десятков российских авиакомпаний. Им запретили полеты, перевозки и транзит над территорией Украины. Документ вскоре был снят и отправлен на доработку из-за значительного количества ошибок. Тем не менее, спустя девять дней — 25 сентября — премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил о полном запрете полетов авиакомпаний из России, сославшись на решение Совета национальной безопасности и обороны Украины. При этом он особо подчеркнул запрет транзитных полетов россиян через территорию Украины. Спустя некоторое время Министерство инфраструктуры Украины не только подтвердило информацию о запрете полетов, но и назвало конкретную дату, с которой россияне должны будут облетать украинское небо стороной. «По поручению премьер-министра Арсения Яценюка Госавиаслужба Украины начала информировать российские авиакомпании, попавшие в санкционный список, о том, что им не будет выдано разрешение о выполнении полетов в украинские города с началом зимней навигации 2015-2016 (то есть с 25.10.2015)», — указывалось в сообщении министерства. Россия после нескольких предупреждений ввела ответные санкции. Удивлению украинской стороны не было предела. «Мотивация введения санкций четкая и понятная. Авиакомпании России незаконно осуществляли полеты на территорию Украины — в Автономную Республику Крым. И такие авиакомпании, включая компанию «Аэрофлот», попали в санкционный список. У нас есть четкая мотивация, почему Украина приняла решение. Не надо было захватывать Крым, вводить войска в Донецк и Луганск. Но северные соседи без каких-либо оснований начали угрожать и вводить безосновательные обратные меры против украинских авиакомпаний. А я хочу напомнить, что в международных отношениях ключевой принцип — это принцип взаимности. Поэтому если россияне думают, что они смогут уничтожать наши авиакомпании, у них ничего не должно выйти. Принцип взаимности означает следующее: сколько летает к нам, столько летаем и мы к ним, если ничего иного не определено нашими двусторонними договорами», — заявил Яценюк. При этом он обратился к министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому с призывом незамедлительно начать переговоры с Россией и «пояснить российской стороне суть санкций». Однако переговоры, как и следовало ожидать, ничем не увенчались. И обе страны закрыли друг для друга свое небо. Пострадала от этого в первую очередь Украина. Белорусская радость и украинская печаль Спустя две недели после того, как начал действовать украинский запрет, один из северных соседей Украины праздновал. Это была не Россия, гражданам которой стало труднее добираться на Украину, но Белоруссия. «Безусловно, рост пассажиропотока произошел, и достаточно существенный. Точно не скажу, но в два раза наверняка и даже чуть больше», — рассказал 12 ноября 2015 года заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности компании «Белавия» Игорь Чергинец. По его словам, к тому времени по направлению Минск — Киев летало уже около 500 человек в день, а за десять дней — соответственно около 5 тыс. человек. «А ранее такое количество пассажиров на маршруте Минск — Киев перемещалось примерно за месяц», — уточнял он. При этом часть пассажиропотока составляли и те, кто летел не только на Украину и Россию. «Даже на сегодняшнем утреннем рейсе Минск — Киев мы видим не только транзитных пассажиров в Россию — Москву, Санкт-Петербург, Калининград, но и в Астану, Вену», — рассказывал он журналистам. А вот украинцам к тому времени было уже не до радости. Один лишь запрет транзита для российских авиакомпаний через украинское авиапространство глава мининфраструктуры оценил в солидную сумму. Впрочем, других потерь он не предвидел. «Потери «Украэроруха» оцениваются в €25-30 млн в год. Других потерь не должно быть», — отмечал Пивоваров 25 ноября 2015 года. История показала его неправоту. Спустя менее чем четыре года — в мае 2019-го — президент лишь одной украинской авикомпании МАУ Юрий Мирошников в интервью Avianews заявил: убытки его компании из-за облета российской территории многократно выросли с $6 млн в 2015 году. При этом точный размер убытков он назвать оказался. «Это закрытая коммерческая информация, но с того момента МАУ продолжала развивать полеты на восток, начала выполнять полеты на более тяжелых самолетах, с того момента стоимость топлива значительно выросла. Поэтому, к сожалению, эти цифры не уменьшились, а возросли многократно», — отметил он. В конце сентября 2019 года стало известно, что с началом зимней навигации, которое в этом году выпадает на 27 октября, МАУ закрывает рейс Киев — Алма-Ата. «Решение это вынужденное и логичное. Оно связано с трудностями в реализации хабовой модели, которые были неоднократно озвучены ранее. Потери более $7 млн не позволяют нам в дальнейшем выполнять убыточный рейс», — заявил новый президент МАУ Евгений Дыхне. Ранее в интервью изданию «Дело» Дыхне пояснил убыточность некоторых рейсов МАУ. «Если рассмотреть географию полетов МАУ, как часы с циферблатом из 12 точек, то авиакомпания не летает с 11 до 15. А на участке с 15 до 17 имеет абсолютно невыгодные условия полетов, не конкурентные со всеми остальными авиакомпаниями, которые летают на этих маршрутах. Это приводит к дополнительным затратам на топливо из-за облета Крыма, частей Донецкой и Луганской областей, а также России. Кроме того, это невыгодные для пассажиров условия выбора — не каждый пассажир готов лететь с МАУ на час или полтора дольше, чем с другой авиакомпанией на аналогичном маршруте. Поэтому зона с 15 до 17 является для МАУ дотационной с других маршрутов. То есть на сегодня она приносит перевозчику красные цифры — находится в зоне убыточности», — отмечал президент МАУ. Новые власти Украины в курсе сложившейся ситуации. «У нас, кстати, из-за этого (отмены авиасообщения. — Ред.) банкротятся авиакомпании. У нас дотационными являются в принципе авиарейсы, и, честно говоря, мы можем спокойно национализировать нашу крупную авиакомпанию. И я знаю, что собственники будут только счастливы, чтобы не платить по долгам. Но мы пока им такое счастье не предоставим», — заявил на своем пресс-марафоне 10 октября Зеленский. Он сослался на то, что возобновления авиасообщения должны «хотеть люди», очевидно, намекая на то, что соответствующая петиция на его сайте должна набрать необходимое количество голосов — 25 тыс. Такая петиция есть на сайте президента. По иронии судьбы, 25 октября истекает срок голосования по ней. Однако она набрала лишь около 5,5 тыс. голосов.Это показывает, что пропаганда времен Порошенко все же сыграла свою роль. Обвинения в агрессивности России в отношении Украины глубоко пропитали общественное сознание украинского общества, которое вопреки собственной выгоде продолжает весьма сдержанно относиться к расширению связей между двумя странами. Кроме того, это довольно красноречиво показывает, насколько оппозиционные и считающиеся пророссийскими политсилы (а они призывали восстановить авиасообщения), а также крупнейшие авикомпании (МАУ, к примеру, принадлежит олигарху Игорю Коломойскому) могут мобилизовать население Украины для достижения важных целей. Украинцы уже психологически привыкли к воздушному пути в Россию через Белоруссию. И пока никто не берется помочь им покончить с этой привычкой.

Плоды пропаганды. Почему спустя четыре года между Украиной и Россией нет авиасообщения
© Украина.ру
[]