Войти в почту

Сотрудничество с МВФ обернулось для Украины долговой ловушкой

Последнее решение миссии МВФ по Украине подтвердило ту плачевую ситуацию, в которой продолжает пребывать экономика данной страны – считает главный научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Валерий Абрамов. МВФ вынес негативное решение по помощи Украине Отметим, что Миссия МВФ покинула Киев с решением не рекомендовать совету директоров Фонда заключать с украинским правительством новую программу кредитования, причем эксперты назвали три основных проблемных момента. Это ситуация, которая сложилась вокруг экспроприированного несколько лет назад у олигарха Игоря Коломойского «Приватбанка», а также вопросы Фонда по проекту государственного бюджета Украины на 2020 год вместе с перспективой замены руководства украинского Нацбанка. «Вопрос заключается в позиции МВФ, причем, прежде всего, по части выплаты процентов и кредитов, которые были ранее выданы. На сегодняшний день Украина должна отдавать Фонду по 4-6 млрд в год для возврата ранее выданных кредитов», - констатирует Абрамов. Как замечает эксперт, это является тяжелейшим бременем для украинского бюджета и украинской экономики, а требования МВФ в подобных ситуациях всегда направлены на сокращение социальных расходов со стороны государственного бюджета. «Классическим примером такой программы действий является приватизация ресурсов, и украинская экономика дошла здесь сегодня до приватизации земли, в том числе, разрешив покупку ресурсов иностранным инвесторам», - резюмирует Абрамов. По словам Валерия Леонидовича, здесь идет разговор о требованиях МВФ к Украине по реализации такой политики, причем Киев не является каким-то исключением, поскольку Фонд проводит подобную линию по отношению ко всем остальным государствам. «Мы знаем, что важной статьей украинского бюджета являются военные расходы, связанные с гражданским конфликтом с самопровозглашенными ДНР и ЛНР. Эту ситуацию необходимо также разрешать и в менее затратной для украинского бюджета форме», - заключает Абрамов. Поэтому совокупность всех этих требований, которые пока не реализуются новым украинским правительством, как считает экономист, и выступила основанием для негативного решения экспертов Фонда по Украине. «Это не означает, что МВФ не будет дальше кредитовать Украину. Кредитная программа как раз продолжится, но в менее масштабной форме и на более жестких условиях, что, опять же, типично для политики Фонда в отношении всех других государств мира. Если какая-то страна попадает в такую долговую ловушку, то она должна безукоризненно и без оговорок соблюдать требования МВФ», - констатирует Абрамов. Ситуация в украинской экономике действительно не самая лучшая – ведь были заявления со стороны Коломойского и других украинских олигархов, что Украине нужно объявлять дефолт и прекращать свое сотрудничество со структурами МВФ. На самом деле, Украина уже отчасти реализовала такую политику на примере известного кредита в 3 млрд долларов евробондов, который Киеву в 2013 году предоставила Москва. Это было сделано не только по политическим причинам – украинские власти в феврале 2014 года признали этот займ, но и по экономическим, поскольку денег на погашение данной задолженности у Киева нет не было. «Поэтому на Украине есть предложения по дефолту или отказу от дальнейшего кредитования со стороны МВФ под более тяжелые условия. В общем, прогнозировать здесь можно только с высокой долей условности, а так Фонд, скорее всего, осуществит кредитование Киева под более жесткие условия, на что украинское правительство вынуждено будет согласиться», - резюмирует Абрамов. Украина попала в долговую ловушку И это обстоятельство поднимает главный вопрос данной дискуссии, а есть ли у украинцев шансы на то, чтобы рассчитаться с долгами МВФ или, учитывая деградацию экономики, и массовый выезд рабочей силы, ситуация в стране будет только ухудшаться. Ведь есть такой феномен, как кредитная ловушка, куда уже попадали многие страны мира, и в котором сегодня находится Украина. Так что, сложившаяся в Киеве ситуация грозит постепенным увеличением долговой нагрузки при нарастающей деградации экономики. Например, новый украинский премьер Алексей Гончарук отмечал, что на обслуживание внешнего долга уйдет треть государственного бюджета, но, вместе с тем, даже сегодня разговора не идет о выправлении ситуации в экономике и финансах Украины. «Это стандартная проблема, являющаяся следствием политики, которую проводят МВФ и другие финансовые организации под лозунгом поддержки стабильности национальной валюты во многих государствах мира», - заключает Абрамов. Как отмечает Валерий Леонидович, ситуация на Украине действительно усугубляется, а так, цена той финансовой помощи, которую Киев получил в 2014-16 года, хорошо известна экономистам, а сами последствия были понятны заранее. «Предыдущему правительству Украины нужно было обеспечить видимость благосостояния, и поэтому Киев и пошел тогда на программу кредитной помощи от МВФ ради спасения собственного реноме, не беря в расчет то обстоятельство, что расплачиваться за это придется не только следующему правительству, но и следующим украинским поколениям», - констатирует Абрамов. Подобный опыт есть не только у стран Третьего мира, но и у европейцев, где Греция является наиболее вычурным примером.

Сотрудничество с МВФ обернулось для Украины долговой ловушкой
© ФБА "Экономика сегодня"