Ещё

Реформа ГБР: Зеленский подчиняет себе антикоррупционные органы 

Реформа ГБР: Зеленский подчиняет себе антикоррупционные органы
Фото: Украина.ру
включила в повестку дня сессии законопроект о внесении изменений в закон «О Государственном бюро расследований» (№ 2116), согласно которому предлагается расширить полномочия директора Государственного бюро расследований, а также изменить правовой статус организации. Но главное — установление контроля президента за этим суперведомством.
Реформа ГБР от Зеленского
Законопроект был внесен президентом Владимиром Зеленским еще 10 сентября и определен как «неотложный». Поддержал его и директор ГБР , заявив, что этот законопроект позволит превратить бюро в мощный правоохранительный орган. Согласно документу, предлагается наделение ГБР правовым статусом государственного правоохранительного органа и возложение на него задач по предотвращению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, входящих в его компетенцию, в то время как в данный момент оно считается центральным органом исполнительной власти.
Кроме того, в законопроекте говорится об уточнении системы ГБР, порядка утверждения организационной политики бюро и порядка образования территориальных управлений Госбюро расследований. Президент предложил, чтобы предельную численность центрального аппарата и территориальных управлений ГБР определял Кабмин по представлению директора Госбюро. Сегодня численность определена законом «О Государственном бюро расследований» и составляет 1,5 тысячи человек.
Законопроектом уточняются порядок назначения директора ГБР и его полномочия; регулируются основания привлечения работников Государственного бюро расследований к дисциплинарной ответственности. Но самые главные положения данного документа предполагают существенное усиление контроля президента над правоохранительным органом: Зеленский предлагает исключить участие премьер-министра в назначении директора ГБР. В случае его принятия главу ведомства будет назначать президент Украины по представлению комиссии по проведению конкурса.
Также существенно усилятся полномочия самого директора ГБР: он самостоятельно будет осуществлять руководство органом, не разделяя полномочия с заместителями, как это определяет существующий закон. Ему передадут право самостоятельно назначать всех заместителей, руководителей территориальных управлений без конкурса (сейчас назначение замов происходит по решению конкурсной комиссии). Помимо перечисленного выше, в тексте законопроекта закрепляется возможность директора принимать решение о дисциплинарном взыскании с работников ГБР на основании решения соответствующей комиссии. Пока такое решение принимает дисциплинарная комиссия без участия директора.
В противовес президентскому, фракция «Голос» зарегистрировала альтернативный законопроект №2116-1, который предусматривает увольнение и назначение на конкурсной основе не только заместителей, но и директора ГБР. В партии подчеркнули, что они категорически против назначения сотрудников ГБР без конкурса, утверждая, что их проект предусматривает увольнение Романа Трубы с должности руководителя и «полную перезагрузку ведомства». Соратники Вакарчука настаивают, что нельзя оставлять «дискредитированного руководителя в должности» и предоставлять ему всю полноту власти в бюро. Будучи ставленниками американского миллиардера Сороса, «Голос» стремится закрепить контроль западных структур над антикоррупционными ведомствами. Это отчетливо прослеживается в их предложении по поводу конкурсной комиссии: партия предлагает, чтобы она состояла из 6 человек — трех от Офиса президента и еще трех — от Совета международных экспертов, который будет избираться голосованием в интернете.
Попытка Зеленского подчинить себе антикоррупционные органы
Следует отметить, что стремление подчинить себе все правоохранительные структуры, расширив свои полномочия, является яркой характерной чертой каденции Зеленского. С этой точки зрения нужно вспомнить законопроект №1014, принятый Радой и отправленный еще 3 сентября на экспертную оценку Конституционного суда.
В тексте данного закона статья 106 Конституции Украины дополнена пунктами 11-1 и 12-1. Согласно ним, глава государства получит возможность назначать директоров НАБУ и ГБР. До настоящего времени председатель НАБУ мог уволиться по собственному желанию либо по состоянию здоровья или же быть уволенным, если комиссия, проводящая независимую оценку, признает неэффективным деятельность Национального бюро и ненадлежащее исполнение обязанностей его главой. Что же касается назначения, то оно происходило на исключительно конкурсной основе.
Кроме того, предлагается предоставить главе государства полномочия образовывать независимые регуляторные органы, осуществляющие государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью ведения хозяйства в отдельных сферах; назначать и увольнять их членов в определенном законом порядке.
Вместе с тем, действующий закон о НАБУ предусматривает, что директора Бюро назначает президент из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. Уволить руководителя ведомства может Верховная Рада по представлению минимум 150 нардепов при наличии одного из условий (приведен исчерпывающий перечень — это может быть назначение на другую должность, вступление в силу судебного приговора, непройденный аудит или большая задолженность по уплате алиментов). А закон о ГБР предусматривает назначение директора Бюро президентом по представлению премьер-министра на основе решения конкурсной комиссии.
Запад против инициатив украинской власти
Против такого резкого усиления президентской власти на Украине выступают западные структуры, которые рассматривают новообразованные антикоррупционные органы как средство контроля над украинской элитой. И в случае вступления в силу этих законов, сценарий поломается.
«Изменения в Конституцию в короткой перспективе решат вопрос законности существования и деятельности органов, они могут положить начало неоправданной концентрации власти в руках президента. Ведь по своей природе НАБУ, ГБР и даже государственные регуляторные органы являются органами исполнительной власти. Следовательно, именно на правительство должны возлагаться полномочия, которые предлагается отдать президенту», — говорится в выводах украинского отделения Transparency International.
В свое время при Порошенко попытка поставить под свой контроль антикоррупционные органы уже предпринималась. В 2017 году нардеп от БПП  подал законопроект, где предлагалось предоставить Верховной Раде право рассматривать вопрос об увольнении руководства НАБУ, САП и ГБР без проведения аудита. И хотя тогда речь шла об усилении полномочий парламента, Западу это категорически не понравилось. Представительство сделало заявление, в котором раскритиковало законопроект как противоречащий борьбе Украины с коррупцией и реформам, потребовав его отклонить. В результате с рассмотрения документ был снят. К слову, сейчас именно депутаты от фракции экс-президента Порошенко являются главными критиками инициатив Зеленского и его партии «Слуги народа».
При Зеленском акценты делаются на усиление власти гаранта Конституции, хотя украинская судебная и правоохранительная системы и без того чересчур зависимы от президентской вертикали. Контроль над антикоррупционными органами ее только усилит, создавая опасные тенденции для будущего, поскольку дополнительные полномочия могут быть использованы в целях прикрытия различных махинаций и злоупотреблений власти.
Видео дня. Травят в России: гомосексуалист дал интервью СМИ
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео