Войти в почту

Ключи от неба: пойдёт ли Зеленский на возобновление авиасообщения с Россией

Утром 11 сентября на сайте издания «Новое время» появилась программная статья украинского премьер-министра Алексея Гончарука под названием «Пять важнейших задач для Украины». «Развитие инфраструктуры и связи: восстановление 24 тыс. км дорог, 15 аэропортов и пяти морских портов, запуск внутренних водных путей, покрытие территории Украины скоростным интернетом», — так была сформулирована задача под номером 2. Эти слова экспертов в транспортной отрасли удивили. «Кто в курсе, что подразумевается под восстановлением 15 аэропортов и 5 портов? У нас всего два государственных аэропорта — Борисполь (1) и Львов (2). Остальные в коммунальной собственности и не управляются правительством. Из аэропортов в коммунальной собственности регулярные рейсы обслуживают Харьков (3), Запорожье (4), Одесса (5), Винница (6), Херсон (7), Черновцы (8), ИФ (9), Ужгород (10), Киев (Жуляны) (11). Чартерные рейсы обслуживают Кривой Рог (12), Ровно (13), Тернополь (14), Полтава (15), Кировоград (16), Черкассы (17), Житомир (18). Ещё есть единственный частный аэропорт Днепр (19). Ещё есть несколько неработающих коммунальных аэропортов — типа Хмельницкий, Измаил, Бердянск и т.д. Все морские торговые порты без исключения на подконтрольной территории страны работают», — отметил бывший замминистра инфраструктуры Александр Кава. Тем не менее, статья Гончарука свидетельствует: транспортные вопросы — одни из важнейших для Украины. Ради их решения даже такой человек, как мэр Днепра Борис Филатов, готов уйти в отставку. «Держался ли я за своё кресло? Никогда. Я готов хоть завтра с ним расстаться, например, за аэропорт. Потому что Днепр хочет летать. А ему обрезали крылья. Ровно в тот день, когда в Днепре будет открыт новый аэропорт, я готов написать заявление», — заявил Филатов на открытии Центрального моста в своем городе 7 сентября. Но если Гончаруку удастся как-то перевести аэропорт в Днепре в госсобственность и решить вопросы с теми «воздушными воротами», которые находятся в коммунальной собственности, перед правительством Украины встанет вопрос об окупаемости аэропортов. Сможет ли Европа и некоторые восточные направления загрузить воздушные гавани? Или все же стоит присмотреться к позабытому с 2014 года направлению? «Зеленский, помоги!» Седьмая и восьмая по популярности петиции на сайте президента Украины касаются вопросов, связанных с транспортом. Обе они зарегистрированы 25 июля. Одна из них требует «пустить поезда в Крым до начала движения поездов через Крымский мост в декабре 2019 года». За неё к моменту написания статьи проголосовало 4988 человек. Вторая и вовсе требует вернуть авиасообщение с РФ. Ее поддержали 5013 украинцев. До окончания голосования осталось 44 дня. За этот срок петиции должны набрать не менее 25 тыс. голосов, и тогда президент Украины приступит к их рассмотрению. скриншот петиция Текст петиции о восстановлении авиасообщения с Россией максимально краток. «Из-за отмены авиасообщения страдают в основном украинцы, которые не могут видеться с семьей», — пишет ее автор Виктор Темченко. И действительно, Россия — одна из лидирующих страх по численности украинских мигрантов. «Три миллиона украинцев живут в России. То есть почти каждый двенадцатый украинец сейчас в России», — заявлял еще в апреле 2018 года бывший тогда министром иностранных дел Украины Павел Климкин. И если в Польшу — еще одну страну-лидер по количеству принятых украинских мигрантов — добраться по воздуху можно без проблем (и речь не только о Варшаве, но и о Кракове, Катовице и других польских городах), то в Россию с 2014 года прямой путь по воздуху закрыт. На помощь приходит братская Белоруссия. Но путь в ту же Москву через Минск подчас может занимать около суток. При этом 21 час из него — это пересадка. Неудивительно, что Зеленского просят разрешить прямое авиасообщение с Россией. В самой РФ уже заявили, что готовы к открытию авиасообщения. «Мы всегда были готовы и сейчас подтверждаю готовность к проведению полноформатных переговоров с авиационной администрацией Украины по всем вопросам, которые касаются воздушного сообщения», — отмечал через несколько дней после появления петиции в комментарии РИА Новости глава Росавиации Александр Нерадько. Но даже если петиция об авиасообщении не наберёт необходимого количества голосов для рассмотрения, украинская власть может вернуться к этому вопросу. И причина этого не только в тех целях, которые поставил перед собой премьер-министр Гончарук. Шкурный интерес Не прошло и месяца после победы Зеленского во втором туре президентских выборов на Украине, как крупнейший украинский авиаперевозчик — авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) — заявила: то, что небо над Россией закрыто для украинских самолетов, ненормально. «Это очень политический вопрос. Согласитесь, все выглядит достаточно странно: авиация не летает, но при этом границу беспрепятственно пересекают поезда и автомобильный транспорт. Если мы признаем и констатируем конфликт как такой, что вообще неуместно говорить о поездках, тогда никто не должен работать. И та ситуация, которая сложилась сейчас , не является нормальной. Очень надеюсь, что она будет каким-то образом разрешена», — отметил в интервью украинскому изданию Avianews президент компании Юрий Мирошников. Мирошников пожаловался на то, что убытки компании из-за облета российской территории многократно выросли с $6 млн в 2015 году. При этом точный размер убытков он назвать оказался. «Эта закрытая коммерческая информация, но с того момента МАУ продолжала развивать полеты на восток, начала выполнять полеты на более тяжелых самолетах, с того момента стоимость топлива значительно выросла. Поэтому, к сожалению, эти цифры не уменьшились, а возросли многократно», — отметил он. При этом из-за закрытия российского авиапространства МАУ в конечном итоге вынуждены были отказаться от такого своего восточного направления, как Киев — Астана. Как пояснил Мирошников, затраты, которые несла его компания из-за облета России, в полтора раза превышали затраты ее конкурента — компании Air Astana. Вопрос убытков компании был для Мирошникова и личным. Он был президентом МАУ 15 лет, а до этого десять лет вице-президентом и первым вице-президентом. Но в итоге из-за непростого финансового положения компании он вынужден был уйти. «Мирошников 15 лет является президентом компании. С точки зрения и самой компании и с точки зрения президента, это уже очень большой срок. Нужны новые взгляды, новые люди, новые лица», — сообщил 9 сентября в комментарии агентству «Интерфакс-Украина» совладелец и председатель наблюдательного совета МАУ Арон Майберг. Контракт Мирошникова истек в четверг, 12 сентября. Контракт с его преемником — заместителем гендиректора международного аэропорта «Борисполь» Евгением Дыхне — вступит в силу 18 сентября. Однако в деле с МАУ важно не столько то, кто возглавляет компанию, а то, кто является ее конечным бенефециаром. А это, по словам Майберга, не кто иной, как украинский олигарх Игорь Коломойский. Тот самый, с которым 10 сентября встречался президент Украины Владимир Зеленский. Самого Зеленского его противник по избирательной гонке — пятый президент Украины Петр Порошенко — называл «марионеткой Коломойского». Нынешний глава Офиса президента — Андрей Богдан — бывший юрист этого олигарха. В общем, в восстановлении авиасообщения между Украиной и Россией помимо рядовых украинцев заинтересован и весьма влиятельный игрок на политической и экономической арене страны. А значит, скоро Киев и другие украинские города могут стать ближе для россиян, а Москва и другие российские города — для украинцев.

Ключи от неба: пойдёт ли Зеленский на возобновление авиасообщения с Россией
© Украина.ру