Конец фильма: Уходящий Ильенко превратил украинское кино в галичанское
Глава Госкино Украины Филипп Ильенко ушел в отставку. «Уважаемые друзья. Ну что же, все имеет свое начало и свой конец. Я всегда относился к должности как к инструменту достижения своей цели, даже не цели, мечты: возрождения украинского кино. Но любой инструмент нужен только для определенной работы в определенный момент. Моя мечта осуществилась, и я считаю, что цель была достигнута», — заявил Ильенко 19 августа. Он отметил, что не хочет превращать борьбу «за это кресло в триллер с элементами сложнопостановочного экшена», ведь, по его словам, это точно не принесет пользы украинской киноиндустрии. «Поэтому сегодня я написал премьер-министру Украины заявление об увольнении по собственному желанию. Это позволит уже новому правительству в ближайшее время провести соответствующий открытый конкурс и назначить нового руководителя», — подытожил Ильенко. Уходит Ильенко действительно на мажорной ноте. Под его руководством произошло своеобразное перерождение украинского кино. Из развлечения оно превратилось в пропаганду. При этом история Украины если и затрагивается, то лишь в той трактовке, которая близка Галичине. Начальник-националист и семейный подряд Свое заявление об отставке Ильенко делал на фоне постера фильма «Молитва за гетмана Мазепу». Этот фильм снял в 2001 году его отец — режиссер и оператор Юрий Ильенко. «Молитва» стала последним режиссерским фильмом Ильенко-старшего. Успеха она не имела: слишком гротескным оказался фильм. «В трактовке образа Мазепы шли от Льва Толстого, оставившего писания о том, что с Петра начинаются ужасы русской истории: беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь губит людей, распутничает, мужеложствует, разоряет Россию. Мазепа — дьявол во плоти, исчадие ада, гений зла, легко меняющий свои личины . Меры не хватает. Эротические сцены и вовсе за гранью фола, их так много, они однообразны и часто отвратительны», — описывала фильм кинокритик Светлана Хохрякова. На Берлинском кинофестивале 2002 года фильм принимал участие во внеконкурсной программе и вызвал дискуссии из-за национализма и русофобии. В общем, Ильенко так бы и мог остаться в сознании многих украинцев как оператор легендарного Сергея Параджанова и один из корифеев украинского поэтического кино, если бы не 2004 год. Тогда он опубликовал свою статью «Призыв к украинской интеллигенции», которая обратила на себя внимание членов ВО «Свобода». Весной того же года лично лидер партии Олег Тягнибок захотел познакомиться с режиссером. В итоге идеи национализма привлекли не только Юрия Ильенко, но и его сыновей — Андрея и Филиппа. Первый дождался своего совершеннолетия и в следующем году вступил в партию «Свобода». Со временем Андрей Ильенко попал в Верховную Раду именно как член этой политсилы. Его старший брат Филипп тоже пытался попасть в Верховную Раду. Правда, в отличие от Андрея, на выборах 2012 года он шел не по мажоритарному округу, а в списке партии под номером 122 и предсказуемо не прошел. Тем не менее в том же 2012 году он становится главой общественного совета при Государственном агентстве Украины по вопросам кино. Тогда, во времена президентства Виктора Януковича, такая карьера «свободовца» никого не удивила. Дело в том, что он происходил из весьма известной в украинских кинематографических кругах семьи. И речь не только об отце Филиппа Ильенко. Его мать — народная артистка Украины Людмила Ефименко, прославившаяся еще в советскую эпоху. Его родные дядья — режиссеры Михаил и Вадим Ильенко. Да и сам Филипп еще с детства играл в картинах отца. Первой его ролью была эпизодическая роль в советском фильме 1981 года «Лесная песня. Мавка». Сыграл он и в «Молитве за гетмана Мазепу». Там он исполнил роль молодого Мазепы. После победы Майдана ни у кого не было сомнений, кто же возглавит украинское Госкино. В итоге 6 августа 2014 года главой агентства и стал Филипп Ильенко. За годы его деятельности на этой должности украинцы получили весьма специфическое кино. Roshen для Зеленского Ильенко ушел с поста главы Госкино не просто так. К моменту ухода у него накопились противоречия с новой украинской властью. «В эфир «1+1» вернулись «Сваты». Вернулись в результате решения Окружного административного суда Киева, которым были отменены приказы Госкино, Министерства культуры и Службы безопасности Украины», — заявил Ильенко в своем видеообращении к украинцам от 4 июля. Он заявил, что его ведомство пытаются сделать крайним, хотя, по его словам, причина, по которой разрешили сериал, — лень и нерадивость украинских спецслужб. А Госкино должно было действовать по законам и не могло запретить сериал, который в итоге перемонтировали. «Но я глубоко убежден, что вопрос «Сватов» выходит за границы исключительно юридического аспекта. Он лежит в плоскости моральной и политической. И поэтому я хотел бы обратиться к президенту Украины. Господин Владимир, вы уже не продюсер сериала «Сваты», вы не его производитель. Сегодня вы президент Украины. И я считаю, что именно вы должны принять решение относительно дальнейшей судьбы этого сериала и показать, что для вас является приоритетом — возвращение этого продукта в эфир или очищение информационного пространства Украины от украинофобов, которые пренебрегают национальным суверенитетом и территориальной целостностью вашего государства», — заявил Ильенко. Он отметил, что появление сериала в эфире «1+1» продемонстрирует всем приоритеты нового президента Владимира Зеленского. Более того, он сослался на информацию от окружения главы государства о том, что якобы запрет сериала в 2017 году и послужил толчком для того, чтобы Зеленский стал бороться за пост главы государства. «Не повторяйте ошибок ваших предшественников. Сериал «Сваты» — это ваша «липецкая фабрика». И пусть вас не обманывает большой рейтинг смотрения этого сериал, ведь и конфеты Roshen с упоением и наслаждением поедала вся Украина», — менторским тоном обратился Ильенко к Зеленскому. В общем, глава Госкино четко дал понять свое отношение к новой власти. Зеленский и его команда Ильенко предсказуемо не послушали. «Сваты» вернулись на телеэкраны. Ильенко решил уйти. Но за пять лет он сделал многое. Триумф Львова и царство пропаганды Новость об уходе Ильенко частью украинского общества была воспринята с воодушевлением. «Глава Госкино Филипп Ильенко покинул свой пост. Я удовлетворен своей работой, но не удовлетворен этим решением. Не просто «покинуть пост», а ответить за украденные из бюджета и выброшенные на ветер сотни миллионов», — заявил украинский блогер, медиаэксперт и политик Анатолий Шарий. Впрочем, тут с ним можно поспорить. Ведь миллионы гривен Ильенко выбрасывал не на ветер, а направлял на пропаганду, пускай подчас и довольно топорную, вроде того же «Донбасса». Тем не менее, в стране штамповались фильмы о голоде 30-х годов ХХ века на Украине, кровавых агентах НКВД и «сепаратистах Донбасса». Однако некоторые из созданных фильмов получились не такого уж и низкого качества. Так, как отмечают украинские критики, среди прочих новых украинских фильмов своим качеством выделяется картина «Благородные бродяги», посвященная львовским батярам. Эта комедия вышла в октябре 2018 года и рассказывает о двух львовских батярах, кредо которых — «Любить Львов, женщин и шутки». Они помогают бедной девушке избежать козней гестапо и НКВД в еще польском Львове и сохранить браслет с трезубцем, якобы подаренный Посейдоном еще Александру Македонскому. Этот браслет приносит обладателю победу, и немудрено, что им хотят завладеть Адольф Гитлер и Иосиф Сталин. Фильм ещё до выхода породил кучу мемов в интернете, а уже после был относительно тепло воспринят кинокритиками. Нацизм — это низко pic.twitter.com/PG3jKwyHvI Миша Березин (@pozvolte) 30 августа 2017 г. Еще одна «львовская» картина, которую охотно поддержало Госкино, называется «Экс». Ее трейлер вышел почти одновременно с премьерой «Благородных бродяг» — осенью 2018 года. Фильм касается деятельности Украинской военной организации — группы, один из боевиков которой убил советского консула Алексея Майлова во Львове в 1933 году. Помимо всего прочего фильм, на который Госкино выделило 25,58 млн грн (около 64 млн руб. — Ред.), может серьезно осложнить отношения Украины с Польшей. Ведь главные герои борются в первую очередь с польской властью на Галичине. При этом проекты, которые были многообещающими, но не касались Галичины, истории национализма или «борьбы с сепаратистами Донбасса» на постмайданной Украине оказались забытыми или отложенными на потом. Тут можно вспомнить историю мытарств фильма «Максим Оса» — экранизации замечательного комикса Игоря Баранько. В общем, Ильенко, как он сам честно и признался, достиг своей цели. В выигрыше оказались националисты и Западная Украина. В проигрыше — все остальные украинцы.