Ещё

Коллапс судебной системы Украины. Выяснилось, как Порошенко лишил украинцев правосудия 

Фото: Украина.ру
Масштабы кадрового голода в судебной системе страны
На проблему обратила внимание народный депутат в эфире телеканала «Newsone», комментируя ЧП с расстрелом полицейскими пятилетнего мальчика в Переяславе-Хмельницком. По словам политика, в судебной системе наблюдается серьезный кадровый голод, поэтому наказывать стражей правопорядка может оказаться некому.
«Зеленский не успеет никого наказать. Он также не дождется никакой справедливости — до парламентских выборов точно. У нас катастрофически не хватает судей. Они не успевают и не успеют быстро рассмотреть судебное дело. Такую историю можно наблюдать, например, с убийством активистки », — заявила нардеп.
Савченко полагает, что власти нужно решать вопрос путем переназначения действующих судей.
«Переназначить судей сейчас некому. Да, они работают и получают зарплату, но их необходимо переназначить», — подытожила она.
Из-за нехватки судей заблокирована работа судов в ряде регионов страны — канцелярии принимают и регистрируют заявления, исковые заявления, материалы, ходатайства полиции и обвинительные акты, но фактическое рассмотрение дел не происходит месяцами.
К примеру, в марте этого года не велось судопроизводство в Яремчанском городском суде Ивано-Франковской области и Станично-Луганском районном суде Луганской области. Критическая ситуация сложилась в Харьковском апелляционном суде: из-за недостаточного количества судей уголовной палаты рассмотрение дел приходится назначать на 2020 год. Сейчас там, по сообщению пресс-службы ведомства, работают семеро судей, из которых формируются две коллегии. Между тем, Харьковский апелляционный округ является одним из крупнейших в Украине и насчитывает 37 местных общих судов города и области.
В июне-августе 2018 года по Украине в целом наблюдался дефицит около 2400 судей, из-за чего не действовали 22 суда. По состоянию на декабрь прошлого года число «простаивающих» судов составляло 14, из которых 3 — в Винницкой области, и по 1 в Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Кировоградской, Ивано-Франковской, Луганской, Полтавской, Одесской, Хмельницкой, Черкасской и Черновицкой областях. Чтобы закрыть бреши, дела приходилось перебрасывать из одного района в другой.
По словам главы судебной администрации Зеновия Холоднюка, профессионалы зачастую уходят в отставку. На данный момент общее количество занятых судейских вакансий составляет 5183 при необходимых 6345. Таким образом, вакантными остаются 1159 судейских должностей.
«Есть еще одна цифра — это судьи в штате, но у них закончился первый пятилетний срок, закончились полномочия, они не отправляют правосудие, и фактически количество составляет 964 судьи, а нагрузка на других судей только растет. Если взять апелляционные суды, то на сегодняшний день есть 162 судьи, которые либо не прошли квалификационное оценивание, либо прошли его, но по неизвестным причинам не переведены в новые суды в апелляционных округах», — заявил Холоднюк.
Корень проблемы: Майдан и политика
Корень данной проблемы — в государственном перевороте 2014 г. и политике экс-президента Петра Порошенко.
После Майдана представители «патриотической» общественности требовали чуть ли не линчевать всех судей, которые выносили решения против активистов или составляли админпрокотолы в отношении участников «Автомайдана». Национал-радикалы неоднократно угрожали судьям, врываясь в суды и блокируя их работу. В 2014 году начались первые увольнения судей из-за страха за свою жизнь и здоровье, а в 2015-16 гг. произошел их массовый исход. Украина потеряла более 3 тысяч высококвалифицированных судей, которых оказалось просто некем заменить, поскольку подготовка работника Фемиды занимает достаточно много времени.
Ситуация усугубилась вследствие судебной реформы, которая была проведена по инициативе Порошенко в октябре 2017 года. Тогда приняла закон «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты».
В рамках реформы главенствующее положение в стране должен был занять Верховный суд, являющийся в судебной системе последней инстанцией. Также она предполагала значительное сокращение количества судов, и в свою очередь, увольнение судей: из свыше 240 районных судов было создано вполовину меньше окружных. Серьезно были урезаны штатные расписания в апелляционных судах: например, в Ровенском апелляционном суде прежние нормативы предполагали 30 служителей Фемиды, а после реформы — всего 23.
Но самое главное состояло в том, что президент получал монопольный контроль над назначением судей. Их назначал Высший совет правосудия (ВСП), но президент должен был поставить свою подпись. Казалось бы, формальность, но без нее ни один судья не смог бы приступить к исполнению своих обязанностей, что было использовано как инструмент давления на служителей Фемиды, склоняя их к принятию нужных решений. Порошенко просто затягивал подписание указов о пожизненном назначении судей, у которых заканчивался 5-летний срок полномочий. Кроме этого, в случае сильного сопротивления судьи могли использоваться такие способы как ликвидация суда без последующего перевода судей, организация митингов, блокирование суда подконтрольными власти радикалами.
В результате под видом реформы была сформирована ручная судейская вертикаль от Порошенко, а ряд судей были уволены за якобы профнепригодность, ушли в отставку под давлением «смотрящего» за судебной системой экс-заместителя главы Администрации президента либо из-за угроз расправы со стороны радикалов.
В свою очередь, на оставшихся представителей Фемиды существенно возросла нагрузка, с которой они зачастую не справляются: при нормативной нагрузке в 180-200 дел за год, они вынуждены рассматривать до 800-1200. Это в первую очередь почувствовали на себе те, кого подозревают в совершении уголовных преступлений.
«Количество лиц, содержащихся под стражей довольно длительный срок, стремительно увеличивается. Это тревожный сигнал, который свидетельствует о проблемах, в том числе в судебной системе. На мой взгляд, такая ситуация главным образом обусловлена кадровым дефицитом в судах. Нехватка судей в местных и апелляционных судах приводит к замедлению рассмотрения дел: если представления следователей, прокуроров относительно применения мер пресечения есть кому рассматривать (не секрет, что сейчас во многих судах практически все судьи вынуждены выполнять функции следственных судей), то для рассмотрения дел, по сути, в разумные сроки кадрового ресурса судебной системе сегодня катастрофически не хватает», — отметил председатель Кассационного уголовного суда в составе Верховного Суда Станислав Кравченко.
Что уж говорить о различных хозяйственных и гражданских делах, которые тоже ожидают своей очереди. Еще в 2017 году критики судебной реформы предупреждали, что из-за перегибов в сокращениях для подачи иска необходимо будет записываться в очередь.
Таким образом, усилиями экс-президента Порошенко и его окружения в Украине разваливалась судебная система, что дало свои негативные результаты — рядовые граждане (как подозреваемые в уголовных делах, так и гражданские истцы) не могут решить ни одну проблему в судах.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео