Войти в почту

Украинцы без права выбора

Как известно, Центральная избирательная комиссия Украины закрыла участки для голосования в России, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Александр Прохоров. На территории РФ действовало пять избирательных участков — в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске. Это решение вызвало резкую реакцию обоих крыльев расколовшего Оппоблока. С соответствующими заявлениями выступили Вадим Новинский и Юрий Бойко. «Подобное решение было принято ЦИК по указанию нынешней власти, которая через МИД (где министра лично назначает президент) диктует укзания органу, который обязан быть независимым и равноудаленным от всех политических течений. Утверждения о якобы невозможности обеспечения безопасности избирательного процесса — это элемент пропагандистской истерии ради получения нужного для режима «результата» выборов» — говорится в заявлении Юрия Бойко. А Вадим Новинский подчеркнул: «Украинский народ имеет право решить на прямых открытых выборах, кому доверить наивысшую государственную должность, и действующий президент обязан уважать этот выбор, а не дискредитировать своими предвыборными махинациями демократическое устройство украинского государства. Будем добиваться справедливости!» Последовали также иски в суды. Впрочем, несмотря на «полупраздничную» неделю, иски были сверхоперативно рассмотрены и отклонены, решение ЦИК осталось в силе. Конечно, логика власти и реакция оппозиционеров вполне объяснимы — не нужно быть семи политологических пядей во лбу, чтобы прийти к выводу, что подавляющее большинство находящихся в РФ украинцев (а среди них много уехавших по политическим мотивам) будут голосовать за кандидатов, оппозиционных нынешней власти и в целом проводимому после евромайдана курсу. Нужно отметить, что технология манипулирования избирательным процессом с целью улучшения результата власти известна давно и получила название джерримендеринг, под которым понимается произвольная демаркация избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения политических сил в них и как следствие — в целом на территории проведения выборов. Чаще всего он применяется в странах с мажоритарными выборами в парламент. Чтобы в парламент попало максимальное количество «своих» депутатов, избирателей оппозиционной партии концентрируют в нескольких округах, а в остальных делают небольшой, но уверенный перевес своей партии. Для этого создают округа с неравным количеством избирателей, а также округа причудливой территориальной формы. Сам термин появился еще в 1812 г. и связан с фамилией губернатора штата Массачусетс Э. Герри. С помощью манипуляций над границами округов он добился того, что на выборах в сенат его Демократическо-республиканская партия получила 29 мест из 40, а партия федералистов — лишь 11 из 40. При этом федералисты получили большинство голосов. Но порой джерримендеринг имеет и более широкий смысл, когда цель манипуляций — обеспечить максимальную явку своих сторонников и затруднить ее для противников. И тут уже у Украины богатая история. Крупный скандал случился в 2004-м, когда ЦИК собрался увеличить количество избирательных участков в РФ до 420, разместив их, с согласия правительства России, во всех населенных пунктах, где были украинские диаспоры. Электоральные последствия этого шага были вполне очевидны, поэтому депутаты, поддерживавшие оппозиционного кандидата Виктора Ющенко, устроили настоящий штурм ЦИК, когда там решался этот вопрос. Особенно отличился в завязавшейся потасовке Петр Порошенко. В итоге никаких дополнительных избирательных участков в РФ не появилось. При этом нужно отметить, что хотя политическая подоплека планов открыть 420 участков в России была очевидна, нарушения ни духа, ни буквы закона тут увидеть сложно — от власти как раз и требуется создавать гражданам максимально благоприятные условия для обеспечения их конституционного права принимать участие в выборах. Поэтому формальным поводом для протестов тогдашних оппозиционеров стала якобы возможность фальсификаций на расположенных в «чужеземных краях» участках. Этот же повод (недопущение фальсификаций) был использован, когда под давлением майдана-2004 перед «третьим туром» Верховная Рада внесла временные изменения в избирательное законодательство. Они отменяли открепительные талоны и голосование на дому, т. е. полностью лишали права голоса всех граждан, которые по тем или иным причинам не могли лично прийти на избирательные участки по месту постоянной регистрации. Ну и тут причина была, естественно, в том, что пожилые избиратели (а они составляют основную массу голосующих на дому) в большинстве своем поддерживали Януковича. Апофеозом же применения джерримендеринга на Украине стали выборы 2006 г., когда одновременно избирались парламент и органы местного самоуправления (советы всех уровней и главы территориальных общин). Тогда, в полном соответствии с этой технологией, «помаранчевые» власти провели перенарезку, но не избирательных округов, а избирательных участков — на западе Украины их число увеличили, а на востоке уменьшили. Более того, только в Галиции, трех из 27 регионов Украины (Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской обл.), на участках было создано по две отдельные избирательные комиссии — по выборам в Раду и местные органы власти. В результате в самой лояльной к «помаранчевой» власти Галиции выборы прошли четко и организованно, а на востоке превратились в сущий ад для избирателей — им приходилось по нескольку часов стоять в очередях, чтобы получить по 5—6 бюллетеней, зайти с ними с кабинку для голосования и заполнить. Естественно, это не могло не сказаться на явке в «неправильных» регионах и общем итоге голосования, тем более что выборы в Раду тогда проходили по пропорциональной системе. Власть это, понятно, полностью устраивало, а наиболее четко выразил ее позицию тогдашний губернатор Луганской области Геннадий Москаль, заявивший, что если на каком-либо участке явка превысит 60%, это будет рассматриваться как явный признак фальсификации со всеми вытекающими последствиями. Т. е. избиркомы практически открытым текстом получили сопряженное с запугиванием указание максимально дезорганизовывать процесс голосования. Как видим, «традиции» возвращаются. Но при этом все-таки не совсем понятно, зачем в данном конкретном случае власть пошла на столь сомнительный шаг, к тому же дающий оппозиции хороший повод для обвинений в нарушении демократических принципов. Вовсе не случайно решение ЦИК было обнародовано 31 декабря — дабы минимизировать реакцию занятой предновогодними хлопотами общественности. Ведь, как показывает опыт, явка на заграничных участках, как правило, крайне невелика. На президентских выборах 2014 г. на территории РФ проголосовали 1153 гражданина Украины на шести действующих участках, а в 2010-м 3829 граждан из примерно 50 тыс. зарегистрированных избирателей (т. е. состоящих на консульском учете в дипучреждениях Украины). Вряд ли такой «кворум» способен оказать решающее влияние на исход президентских выборов. Ну или, скорее, ситуация заставляет бороться (причем любыми методами) буквально за каждый голос. Самое тревожное, что закрытие участков в России, судя по всему, — лишь первая ласточка в широчайшем применении джерримендеринга во всех его формах на предстоящих президентских выборах. От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.

Украинцы без права выбора
© Свободная пресса