Ещё

Nowa Europa Wschodnia (Польша): что будет после томоса? 

Создание Православной церкви Украины стало историческим фактом, который изменит религиозный и политический ландшафт значительной части нашего региона, однако, изменения будут происходить постепенно, а вовлеченность в это событие киевского руководства может в ближайшей перспективе лишь навредить новой инициативе.
Украинцы наконец обрели собственную Церковь, которую признали Православные церкви других стран. Конечно, сделали это не все. Среди тех, кто выступал против такого шага, была, разумеется, РПЦ и лояльные ей другие православные церкви, в частности, польская.
Кстати, в некоторых украинских СМИ уже появился тезис «поляки против автокефалии», который выглядит не вполне справедливым в контексте довольно ограниченного распространения православия в Польше, а также добрых слов в адрес новой церковной организации, прозвучавших со стороны представителей польских властей или Римско-католической церкви на Украине. Интересно также, какой будет реакция украинцев, работающих или учащихся в нашей стране: многие ли решат покинуть Православные церкви, увеличится ли число тех, кто начнет принимать участие в греко-католических богослужениях. Вполне возможно, что со временем в Польше появятся и приходы ПЦУ.
Стало известно, чем Порошенко расплатился за томос
Все это, однако, лишь замечания по ходу дела. Вернемся к Украине. Пока перейти в новую Церковь решили только 40 приходов УПЦ Московского патриархата. Изначально казалось, что этот процесс будет развиваться более активно, и возможно, после подписания томоса он наберет силу, однако, мы вряд ли увидим волну, которая в один миг изменит обличье украинской религиозной жизни.
Однозначно можно утверждать одно: количество «московских» приходов будет уменьшаться. Этот процесс будет медленным, поскольку решение принимает каждый отдельный приход, а не более крупные территориальные объединения, следовательно, потребуется согласие прихожан и их пастырей. Пока возглавивший ПЦУ митрополит Епифаний заявляет, что двери новой организации открыты для всех верующих и священников Православной церкви Московского патриархата.
Возможно, придется найти какие-то другие стимулы, привлечь к процессу модераторов, а также дать дополнительные объяснения, что собой представляет новая Церковь. «Московские» прихожане в Одессе или Харькове пока склонны верить, скорее, собственным настоятелям, чем тому, что они видят по украинскому телевидению. Полезным шагом для ПЦУ было бы также переименование УПЦ МП в «Русскую православную церковь на Украине».
Одним из козырей ПЦУ в будущем станет, несомненно, поддержка властей, которой она не лишится даже после предстоящих выборов вне зависимости от их исхода. Тем не менее сейчас, в самом начале пути, некоторых верующих может смутить присутствие пользующегося довольно низкой общественной поддержкой Петра Порошенко на каждом мероприятии, связанном с новой Церковью.