Войти в почту

Охота на украинцев. Чехия и Польша в поисках мигрантов

14 ноября правительство Чехии приняло решение об отступлении этого государства от глобального пакта ООН по миграции, о чём ранее сообщил журналистам глава МИД Чехии Томаш Петршичек. А 8 ноября чешский президент Милош Земан однозначно отверг глобальное соглашение ООН по миграции. Политик в интервью местному телевидению заявил, что соглашение не различает деления миграции на легальную и нелегальную, чем очень легко на практике злоупотребить. «К тем странам, которые уже заявили о том, что не поддерживают данный пакт, я бы добавил также Польшу, в которой нет никаких мигрантов, но ее политики заглядывают вперед», — сказал Земан. При этом Чехия и Польша фактически выступают только против тех мигрантов, которые в дальнейшем смогут претендовать на пособия и другую помощь от государства. А вот за мигрантов трудовых, которых требует растущая экономика обеих стран, Прага и Варшава готовы даже конкурировать. Главный источник таких гастарбайтеров вот уже пятый год — Украина, однако чешский и польских подходы к их привлечению имеют существенные различия. Главное из них — получение разрешения на трудоустройство в Чехии происходит в рамках квот, которые правительство этой страны каждый год утверждает для граждан разных стран. К примеру, 22 октября 2018 года официальная Прага согласилась вдвое увеличить число разрешений на прием работников из Украины. Это означает, что со следующего года трудоустроиться в этой стране смогут 40 тысяч украинских граждан. Инициаторами изменений выступили чешские фирмы и компании, которые получили правительственную поддержку. По оценкам аналитиков, после увеличения квот общий доход государственного бюджета Чехии от трудоустройства граждан Украины может достичь 10 миллиардов крон (около 430 миллионов долларов). Нелегальное трудоустройство украинцев в Чехии, конечно, случается, но в основном люди приезжают в страну с оформленными разрешениями на работу и рабочими визами. В Польше же после вступления в силу украинского безвиза поток гастарбайтеров из Украины стал абсолютно неконтролируемым. Хотя формально биометрический паспорт сам по себе не даёт права на работу, и многие украинцы продолжают работать нелегально, ныне в Польше для граждан Украины существует возможность на протяжении нескольких дней в упрощённом режиме получить разрешение на работу на срок 6-9 месяцев. Формально такое право есть и у граждан Армении, Белоруссии, Грузии, Молдовы и России, но реально им пользуются разве что белорусы. И хотя крупные польские работодатели постоянно лоббируют упрощение легализации работников из экс-СССР, в первую очередь из Украины, на длительный срок, большинство украинских гастарбайтеров в Польше работает по три месяца. На этот срок не нужно открывать визу. И хотя, как свидетельствует свежий отчет польской компании Work Servicе, уже больше года почти каждое второе предприятие в Польше заявляет о проблемах с привлечением новых сотрудников, и даже миллионов украинцев не хватает для заполнения всех вакансий, пока получение разрешения на длительную работу в Польше сопряжено со значительными трудностями. К примеру, так называемого «воеводского разрешения», которое даёт возможность гражданину Украины получить рабочую визу на один-два года, можно ждать несколько месяцев, даже если работодатель подготовил полный пакет документов. Ситуация с «картами побыту» (разрешениями на временное проживание и работу) — значительно хуже: после подачи заявки на этот документ его можно ожидать более года (хотя установленный законом срок — три месяца). Да, всё время ожидания можно легально находиться и работать в Польше — однако покидать территорию страны запрещено. Кроме того, хотя «карту побыту» можно оформить на срок до трёх лет, польские власти всё чаще выдают однолетние документы, то есть сразу после получения карты нужно готовить заявку на следующую. И хотя по состоянию на 1 июля 2018-го гражданам Украины выдано 163 тысячи разрешений на временное проживание и работу в Польше, то есть почти половина из общего числа в 350 тысяч, фактически этот документ имеют не более 20% украинских гастарбайтеров. Очевидно, такая политика польских властей связана с тем, что после пяти лет подряд временного пребывания в Польше мигрант может претендовать на статус постоянного жителя, а после пяти лет жизни в этом статусе — на польское гражданство. Находясь в Польше более полутора лет, я не слышал и не читал ни одной истории о гражданине Украины, которому удалось бы пройти этот путь и получить паспорт с польским Орлом. Единственная категория граждан Украины, которые могут приобрести польское гражданство по ускоренной и упрощённой процедуре — это владельцы «карты поляка». Она сразу же после переезда в Польшу обменивается на «карту постоянного жителя», а та уже на протяжении двух-трёх лет — на польских паспорт. Таких новых граждан в Польше, по разным оценкам, до 25 тысяч (всего граждане Украины получили более 100 тысяч «карт поляка»). В Чехии стандартный путь натурализации граждан Украины в принципе тот же, что и в Польше, и исключение также сделали только для представителей титульной национальности. К примеру, с начала 2015 года официальная Прага реализует программу поддержки переселения этнических чехов на историческую родину. На первом этапе предпочтение отдается гражданам Украины, проживающим в городах и селах, оказавшихся в зоне военного конфликта или в непосредственной близости от мест боевых действий. Всем переселяющимся, кого включили в правительственную программу оказания поддержки, а речь идет о потомственных волынских чехах, предоставляют единовременную финансовую помощь: по 50 тысяч крон (1800 евро) каждому взрослому, а также по 20 тысяч крон (свыше 700 евро) на ребенка. Этнические чехи получают возможность сразу подать заявление на предоставление им ПМЖ — без необходимости соблюдения условия предыдущего 5-летнего легального проживания на территории. Кроме того они не обязаны сдавать экзамен на владение чешским языком. Однако за 2015-2017 годы из Украины в Чехию по этой программе переселилось менее 700 людей.

Охота на украинцев. Чехия и Польша в поисках мигрантов
© Украина.ру