Полякам не дают раскапывать могилы соотечественников на Украине
Об этом после встречи с украинским коллегой Павлом Климкиным 23 октября в Варшаве заявил глава польского МИД Яцек Чапутович на совместной пресс-конференции, сообщает «Польское радио». «Запрет эксгумации останков польских жертв Второй мировой войны, погибших на территории современной Украины, трудно объяснить. Это определенное право, принадлежащее польскому обществу, оно неоспоримое», — убежден Чапутович. Чапутович очертил условия договоренности по эксгумации и украинских мест памяти в Польше. «Если бы нам с нашей стороны удалось осуществить какие-то решительные меры по этому вопросу, то я думаю, что украинская сторона тоже может сделать определенные шаги и допустить польских исследователей к возможным эксгумациям. Нужна добрая воля с обеих сторон, мы эту добрую волю показали», — сказал польский министр. Глава МИД Украины Павел Климкин, в свою очередь, отметил, что эмоциональный контекст не позволяет идти дальше в историческом диалоге. Однако он считает, что после переговоров в Варшаве удалось создать концепцию следующих действий. «Я очень надеюсь, что эта логика позволить нам хорошо понимать друг друга в вопросах истории и сотрудничать. С министром Чапутовичем мы дополнительно поработаем над практическими результатами, сейчас мы о них говорили и в ближайшее время я надеюсь, что мы сообщим, как все будет происходить», — сказал Климкин. При этом Климкин не назвал мест памяти, о которых он говорил с польским коллегой, заверив, что информация о них будет обнародована в ближайшее время. Польша не первый раз попытается добиться от Украины выполнения достигнутых в декабре минувшего года на встрече президентов Дуды и Порошенко договорённостей об отмене моратория на эксгумации польских могил на Волыни. Напомним, 13 декабря 2017 года в Харькове президенты Польши и Украины договорились о том, что украинская сторона разрешит исследования могил жертв «Волынской резни», а польская — установку или восстановление монументов на украинских могилах (однако только после проведения эксгумации и в случаях, если там найдут захоронения украинских воинов). Критики этих договорённостей в Украине сразу же отметили, что согласие Киева на такой порядок позволило Варшаве считать украинские памятники не надгробиями (уничтожение которых в Польше является уголовным преступлением), а нелегально оборудованными памятными местами. Именно на этом основании Польша отвергла предложенную Украиной форму легализации захоронений в Украине и Польше по формуле «все на все», заявив, что теперь каждый из установленных памятников бойцам Украинской повстанческой армии должен быть проверен. Именно такая проверка с участием украинских экспертов состоялась 24-26 мая на кладбище в польском селе Грушовичи, на месте демонтированного год назад памятника воинам УПА. Прогнозировать дальнейшее развитие польско-украинского «могильного» конфликта несложно. Украина почти наверняка не отменит мораторий на поисково-эксгумационные работы. Как написал редактор киевского сайта «Европейская правда» Юрий Панченко, «Украине в этой ситуации точно не стоит идти на уступки. Ведь такая слабость получит продолжение. Грушовичи станут прецедентом «законного» демонтажа украинских памятников, воспользоваться которым захотят политики и в других селах и городках Восточной Польши. А значит, «война гробов» будет продолжаться до полного уничтожения памятников воинам УПА». Однако у Польши тоже есть свои рычаги давления на Украину. К примеру, у польского ИНП давно возникают вопросы еще как минимум к двум монументам на украинских могилах в Польше. Во-первых, речь идёт о памятнике в селе Сагрынь, где к именам погибших от рук польской Армии Крайовой украинцев без согласования с польской стороной дописаны также имена 20 сотрудников «украинской вспомогательной полиции», которая даже в украинской Википедии именуется подразделением нацистской Германии. Во-вторых — о памятнике в селе Павлокома, где в столкновениях между АК и УПА погибли 70 украинцев, но на таблицах без согласования с польскими властями указано 366 фамилий. Очевидно, что обе стороны не настроены на уступки и продолжат использовать могилы в качестве своеобразной «дубины», причём как во внешней, так и во внутренней политике.