Болезни роста. Александр Рар считает, что ничего страшного на Украине не происходит
Немецкая полиция по требованию украинского консульства в Мюнхене начала расследование антифашистской акции британского журналиста Грэма Филлипса, которую тот устроил в этом городе на могиле одного из лидеров украинских нацистов Стапана Бандеры. Она была предпринята на 60-ю годовщину ликвидации последнего советской разведкой. Грэм, прихватив с собой видеокамеру, затролил почитателей Бандеры из Украины, которые пришли почтить его память и украсить украинской символикой и символикой запрещенного в России «Правого сектора» памятник своему герою-коллаборационисту. На вопрос Филлипса, как они могут поминать нациста и коллаборациониста, те быстренько ретировались, закрыли свои лица и отказались назвать журналисту свои имена. Затем Филлипс сорвал с памятника флаги Украины и «Правого сектора» и установил табличку, где было написано по-английски, что тут лежит украинский нацист Степан Бандера. Вот из-за этого власти Украины и требуют наказать Грэма Филлипса. Украинский депутат-ляшковец, националист и осужденный в свое время за терроризм Игорь Мосийчук пригрозил Грэму расправой. Мол, пришлет к нему украинских националистов. На это британский журналист в интервью изданию Украина.ру сказал, что пусть Мосийчук их присылает, а он, воспользовавшись случаем, скажет все, что о них думает, им в лицо. Грэм полгает, что могила Бандеры в Мюнхене стала уже храмом и объектом поклонения для украинских фашистов, и с этим надо уже что-то делать, так как в Германии все культовыве объекты для неонацистов снесены властями. Вот эту ситуацию мы и обсудили с немецким политологом Александром Раром. - Создается впечатление, что немецкие власти не придают существенного значения подъему национализма и культу Бандеры на Украине? — В Германии есть очень много интеллектуалов, которые считают, что немцы и австрийцы должны выступить с протестом против подъема националистов и бандеровщины на Украине. Но, с другой стороны, Германия считает, что Украина сегодня является жертвой агрессии со стороны России. Так говорят в кулуарах. Так что в открытую ничего против Украины предпринимать не будут. Сколько эта ситуация продлится, сказать трудно. Мы ведь видим, что у нас закрывают глаза на то, что иногда происходит в Латвии, где проходят нацистские демонстрации ветеранов СС. И мы не видим ни слова критики от западного общества. На Западе говорят: ничего страшного не происходит, это все болезнь роста молодых демократий. Эта ситуация наводит меня на мысль, что и с Украиной с ее бандеровщиной будет примерно такая же история. Хотя, думаю, что какая-то закулисная критика Германии всего этого есть. Но в открытую никто ничего говорить не будет. Просто параметры тут, к сожалению, сместились. Просто Украина, как и Латвия, смогла надеть на себя одежду жертвы коммунизма, России и СССР. И вот всем этим очень успешно давят на немецкое общественное и политическое мнение. - Да, но у нас, в России, принято отделять Гитлера от Германии. Поэтому выступать против нацизма совсем не значит, что вы германофоб. Тогда почему немецкие власти и немецкое общественное мнение не делают такого различия, почему не отделяют Украину от украинского национализма и Бандеры? Одно дело противостоять «агрессии России», как они это называют, а совсем другое — почитать нацистского приспешника и фашиста Бандеру. Почему Германия не берет пример с Польши и Венгрии, власти которых не устают критиковать украинские власти за толерантное отношение к украинскому национализму? — Да, в Польше больше, чем в Германии, критикуют бандеровщину в Украине. Мы видим, что сейчас на Западе во многом переписывается история. Появился так называемый новый герой на западном небосклоне — профессор из Америк Тимоти Снайдер, профессор Йельского университета, автор книг «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным» и «Реконструкция наций» (в который речь идет в том числе и об украинском вопросе. — Ред.). По его мнению, Украина стала жертвой в отношениях между Западом и Востоком. Вот этот культ жертвы с одновременным переписыванием истории, которое происходит просто на наших глазах, ведет к тому, что тут, на Западе, меняются определенные и уже давно устоявшиеся взгляды. Критика и протесты против этого, которые спокойно были бы услышаны еще несколько лет назад, теперь уже не слышат. Ситуация сейчас в этом отношении на Западе и в Германии сложная. - А чем это объясняется? — Я это объясняю разными интеллектуальными играми по переписыванию и переделыванию истории, которые происходят на всех уровнях. Вы вот посмотрите, что сейчас происходит в православном мире, — раскол среди православных церквей поддерживается какими-то влиятельными силами на Западе. Доказательств этому нет, но лично я думаю, что это есть. Немецкий журналист-международник Александр РарАлександр Рар - Раньше в Германии были такие мощные интеллектуалы-антифашисты, как писатель Гюнтер Грасс, автор бестселлера о Второй мировой войне «Жестяной барабан», действие которого происходило в Данциге. Они были настолько влиятельны, что их голос против возрождения нацизма в Германии, настраивал как немецкие власти, так и немецкое общественное мнение против этого позорного явления. А есть сейчас у вас такие же интеллектуалы с подобным весом в обществе, которые бы могли возвысить свой голос и против бандеровщины на Украине, и против переписывания истории? — Вы же видите, как в Германии реагируют против пропагандистов любых нацистских и националистических идей. Сразу все общество и политики начинают, если так можно выразиться, истреблять те тенденции, которые появились вместе с приходом в немецкую политику «Альтернативы для Германии». А что касается Гюнтера Грасса, то он те страшные нацистские времена сам застал, и все это испытал на своей шкуре. Людей, которые сидели в концлагерях и которые в той или иной форме пострадали от нацизма, с каждым годом становится меньше и меньше. Это, естественно, влияет на восприятие тех или иных исторических моментов. Внутри Евросоюза появились новые идеи и новое мировоззрение, которые внесли страны, ранее входившие в Варшавский договор. Их мировоззрение во время холодной войны не имели тут, в Западной Европе, никакого значения, а сейчас их идеи и отвержение всего советского и коммунизма, их комплекс младшего брата, их собственный культ жертв уже вошли в идеологию всего Европейского союза, выйдя за границы Восточной Европы. Еще раз, раньше такого не было. Это произошло за последние 5-10 лет. Это трудно изменить, потому что они, прежде всего Польша и Прибалтика, сегодня часть Запада, часть Евросоюза. И Евросоюз на все эти проблемы, которые сейчас поднимаются, смотрит иначе, чем до большого расширения Европейского союза.