Точка невозврата. Киев часто был на грани разрыва отношений с РФ и теперь дорвался

В какой форме это будет сделано, пока неизвестно. Для выхода из договора есть два пути: либо одна из сторон денонсирует его, либо не продлевает. Но второй путь предполагает подачу заявления за полгода до истечения срока. Срок действия договора истекает 1 октября 2018 года. Никаких заявлений по поводу не продления «большого договора» Киев не подавал. Значит, по логике, объявят о выходе Украины из соглашения. Большой договор В ситуации с «большим договором» есть важные нюансы. Разговоры о денонсации «большого договора» и разрыве дипломатических отношений с Россией в Киеве ведутся давно. Но в конце 2016 года заместитель министра иностранных дел Украины Вадим Пристайко назвал инициативы расторгнуть договор «эмоциями политиков». Попутно он огласил позицию, которой киевский режим придерживался вплоть до августа 2018. «Большой договор», по словам Пристайко, является «крючком», который позволяет Украине подать на Россию в суд за нарушение статьи о территориальной целостности. Этот иск, как сообщил чиновник, готовился с 2015 по конец 2016 годов. И в январе 2017 Украина подала против России иск в Международный суд ООН в Гааге. Правда, иск этот был очень странным. Украина, где совершили государственный переворот, свергли законную власть, развязали гражданскую войну против своего населения, вооружили нацистских боевиков, которых даже в США считают, надо держать под контролем и некоторые эксперты называют фашистами… Эта Украина обвинила РФ в финансировании терроризма и нарушении Международной конвенции о расовой дискриминации. Согласитесь, это совсем не тот иск, который Украина обещала подать. Совсем не похоже на «крючок» в виде «большого договора». О нем в иске речь вообще не идет. Почему? По той простой причине, что Россия его не нарушала. Крымская автономная республика путем референдума просто сменила свой статус, а территорию Донбасса, где идет война, Москва считает территорией Украины. Помощь же восставшему народу ДНР и ЛНР оказывает до тех пор, пока Киев не выполнит минских соглашений. Так что для обвинений РФ в нарушении «большого договора» отсутствует даже юридическая возможность. Есть подозрения, что украинская сторона соглашение даже не читала. Ибо оно указывает в качестве путей урегулирования всех спорных вопросов — двусторонние консультации. Согласно Договору министры иностранных дел Украины и РФ должны встречаться два раза в год именно для таких консультаций. Но Киев ни разу не выступал инициатором встреч. Так что, похоже скорее на то, что Украина считает соглашение клочком бумаги, не выполняет его и никогда с 2014 не собиралась этого делать. Способ использовать договор как «крючок» так и не нашли, и пообещали выйти из него. Хотя и в этом случае допустили нарушение процедуры. Харьковские соглашения Их подписали в 2010 году. Ключевым пунктом там был порядок пребывания Черноморского Флота России в Севастополе. В обмен на решение вопроса о продлении аренды, Киев получил выгоду в виде скидок на газ, цена которых составила 11 миллиардов долларов. Сегодня мало кто вспоминает, что решение построить Крымский мост приняли именно на переговорах в Харькове. Так что заявления Киева о том, что строительство незаконно — не убедительно. Президент Янукович договорился об этом с Дмитрием Медведевым. А спустя три года президента Януковича свергли в результате госпереворота. Но дальше — еще интереснее. В 2014 году, в связи со сменой статуса Автономной Республики Крым, Харьковские соглашения были денонсированы Москвой. За отсутствием условий, породивших договор. А вот Украина… эти соглашения не расторгла. 1 апреля 2014 года министр юстиции Украины Павел Петренко заявил, что Украина не будет денонсировать соглашения с Россией по Черноморскому флоту. И добавил: «если Россия в одностороннем порядке будет увеличивать цену на газ, мы также со своей стороны будем насчитывать ту цену, которая по существующей формуле является действительной, без учета этой денонсации, пусть россияне тогда попробуют в международных судах доказать свою правоту». Министр подчеркнул, что для украинской стороны эти соглашения являются «доказательной базой для подтверждения прав Украины в судах, в том числе и прав на компенсацию убытков со стороны Российской Федерации». 2 апреля 2014 года Президент России Владимир Путин подписал закон «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины». Никаких исков против РФ за нарушение Харьковских соглашений Украина не подавала — за отсутствием юридических оснований. 21 апреля 2010 года. Президент РФ Дмитрий Медведев и президент Украины Виктор Янукович (слева направо) во время подписания соглашения по продолжению базирования Черноморского флота РФ в Крыму после 2017 года. Зона Свободной Торговли СНГ Отношения Украины с СНГ характеризуются словами «не входит». Да, Киев отказался подписать устав Содружества, входил в организацию в качестве наблюдателя. При этом на заседания рабочих органов в Санкт-Петербург украинцы ездили, но в СНГ входить не желали, отказываясь подчиняться правилам постсоветского общежития. В 2005 году победители «оранжевой революции» впервые торпедировали СНГ. Тогда глава МИД Украины Борис Тарасюк, после поездки президента Ющенко в Вашингтон, предложил распустить СНГ. Ни больше и ни меньше. В свою очередь Киев предложил реанимировать ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). Некоторое время украинские политики носились с этой идеей, но не преуспели — в итоге затею бросили. И в 2011 году украинская делегация подписала соглашение о создании ЗСТ в рамках Содружества Независимых Государств. Понятно, что это заслуга Януковича и премьера тех лет Азарова. В сентябре 2012 договор вступил в силу. Но тут Янукович включил «задний ход». После присоединения к ЗСТ следующий шаг — присоединение к Таможенному Союзу. Однако Киев понесло по привычному руслу «полумер». Начались разговоры о статусе «страны-наблюдателя», формуле 3+1, «секторальном сотрудничестве». И все же 31 мая 2013 года Украина заключила меморандум о сотрудничестве с Таможенным союзом, который, по словам премьер-министра Николая Азарова, давал Украине возможность участвовать в заседаниях органов ТС, а впоследствии и Евразийского экономического союза. После этого западные партнеры Киева запустили механизм государственного переворота на Украине. А поскольку трехсторонние переговоры в Брюсселе между Украиной, ЕС и РФ закончились ничем, Владимир Путин с 1 января 2016 приостановил ЗСТ для Украины. После переворота Правовое положение российско-украинских отношений по-прежнему регулируются существующими соглашениями. Между двумя странами нет состояния войны, обе страны — стратегические партнеры, между ними — безвизовый режим. Вместе с тем Украина ввела санкционный режим против РФ, официально присоединилась к западным санкциям, запретила военное и военно-техническое сотрудничество с РФ, запретила работу ряда предприятий и банков, платежных систем, трансляцию российских СМИ, въезд ряду граждан РФ, и так далее. При этом Украина не разорвала дипломатических отношений, не ввела визового режима. Именно поэтому украинский демарш — камуфляж. Например, запрет платежных систем — чистая условность: они продолжают работать под другими названиями. Денонсирование же Украиной ряда технических соглашений по сути ни на что не влияет. А вот разрыв традиционных экономических связей с Россией ведет к дефолту Киева, если ему не удастся договориться с миссией МВФ о предоставлении очередного транша кредита. Точка невозврата для Украины — 30 сентября.