Херсонская область идет в разнос. И дело вовсе не в Крыме
Александр Бедрицкий, директор Таврического информационно-аналитического центра Постоянный представитель президента Украины в Автономной Республике Крым Борис Бабин 28 мая дал весьма примечательное интервью изданию "Обозреватель". На первый взгляд в нем не содержится ничего нового: стандартные и обязательные для любого украинского чиновника, тем более для руководителя структуры "фантомной" украинской власти в Крыму, обвинения в адрес России. Тем не менее, некоторые положения как самой публикации, так и медийного контекста, дают определенную пищу для размышлений и выводов о том, что происходит с украинской государственностью в целом, и кто за это несет ответственность. Прежде всего, следует согласиться с тезисом Бабина, отмечающего "потерю признаков государственного управления в некоторых местностях, приближенных к Крыму, например, в Геническом районе". Безусловно радует, что украинские чиновники вслух признали то, о чем в России известно по меньшей мере с сентября 2015 года, когда меджлис* в союзе с различными украинскими националистическими группировками объявил о начале так называемой "гражданской блокады Крыма". По сути дела, "активисты", или, говоря прямо, боевики, подменили собой органы государственной власти Украины, полностью заблокировали грузовое автомобильное движение через границу с Крымом, досматривая легковые автомобили и сверяя данные проезжающих с "активистской" базой данных "Миротворец". При этом, президент страны Петр Порошенко пошел на поводу у "активистов", поручив силовикам лишь обеспечивать правопорядок и отсутствие провокаций. Он утверждал, что подобная "гражданская" акция заставит крымчан изменить отношение к Украине. Любопытно, что в той ситуации наиболее дальновидным оказался "свидомый патриот", губернатор Одесской области Михаил Саакашвили, который заявил, что "неофициальные формирования после этой блокады захотят получить власть, уверенные в том, что раз "мы уже перекрыли границу – значит, мы и есть власть". Как известно, "гражданской блокадой" дело не ограничилось, и уже в ноябре 2015 года в результате диверсии, совершенной боевиками Ленура Ислямова, полностью прервалось электроснабжение Крыма из Украины, а "активисты" меджлиса* и гражданского корпуса "Азова" препятствовали ремонтным работам с требованием остановить поставки электричества на полуостров, которые, к слову, так и не были возобновлены. Параллельно с такой деятельностью, подменяющей собой украинское государственное управление, в Херсонской области с переменным успехом реализуется проект меджлиса* по созданию крымско-татарской национальной автономии. В ноябре 2015 года крымско-татарский журналист Осман Пашаев публично предложил украинским властям создать пилотный проект подобной нацавтономии с центром в городе Геническ Херсонской области. В новообразование должны были бы войти Генический, Новотроицкий и Каланчакский районы Херсонской области. А в декабре 2015 года в Киеве меджлис* подписал меморандум "О возвращении Крыма" и объявил о начале "ненасильственного возвращения полуострова и объявления его национальной автономией" с планами воссоздания на территории южной части Херсонской области. При этом руководство меджлиса* не согласовывало свои действия с Киевом, предпочитая решать вопросы напрямую с США и Турцией. Если же к этому добавить и практически неподконтрольную деятельность на юге Херсонской области боевиков из различных добровольческих батальонов, включая печально известные "Азов" и "Аскер", то становится понятно, что столкновение ВСУ с "формирующимся крымско-татарским батальоном имени Номана Челебиджихана" в середине февраля 2017 года – всего лишь видимая часть айсберга системной эрозии государственного управления Украины на Херсонщине. В этих условиях слова Бориса Бабина о том, что "появились массовые организованные преступные группировки, которые проводят антиукраинские акции, митинги" получает совершенно иное звучание, равно как и его же фраза о "гибридных акциях". Вот только источником опасности он называет не действительный, а наиболее безопасный с точки зрения сложившихся норм новой украинской политкорректности. Тем не менее, подобное следование привычным штампам может очень дорого стоить украинской государственности. Ведь даже если оставить за скобками хроническую неспособность Украины следовать взятым на себя обязательствам в рамках Минска-2 и урегулировать конфликт с ЛНР и ДНР, то остается еще достаточное количество проблемных регионов, где списать ситуацию на происки России будет весьма проблематично. Достаточно упомянуть лишь ситуацию в Волыни и Полесье, где криминальный бизнес при поддержке частных вооруженных формирований сумел сформировать независимые от Киева властные структуры. Основой существования "янтарной народной республики", как ее часто называют в Киеве, служит нелегальная добыча и сбыт янтаря, полностью находящиеся под контролем местного криминалитета. В Закарпатской области производится массовая бесконтрольная вырубка леса с хорошо налаженным вывозом и обеспечивающей инфраструктурой. И неслучайно, что в свое время именно депутаты этого областного совета требовали от руководства Украины ускорить процесс децентрализации — внесения поправок в конституцию страны о предоставлении местным властям широких полномочий, а также финансовой и материальной самодостаточности. Если же к этому добавить и вызвавший массовое неприятие в Закарпатье, на востоке и юге Украины, а также в крымско-татарской среде, законопроект №5670 "О языке", согласно которому предлагается сделать "мову" обязательной для всех органов власти, СМИ, культуры и общественной сферы, а попытки "внедрения на Украине официального многоязычия" приравнивнять к попыткам свержения государственного строя и уголовно преследовать, то картина нарастающего отчуждения граждан от своего государства становится совершенно удручающей. Это вынуждены признавать даже такие одиозные украинские журналисты, как Виталий Портников, который заявил, что "самый лучший способ добить Украину – это вернуть ей Донбасс. И лучше – еще и Крым. Восстановление территориальной целостности Украины, – это гарантия ее краха…". И хотя Портников говорит о том, что на оформление государственности Украины потребуется 10-15 лет, при продолжении текущих тенденций более вероятным видится дальнейшая деградация государственных институтов. Винить в происходящем Украина может только себя, но ведь настолько комфортнее все списать на Россию! Одно только плохо, может оказаться, что из-за игнорирования внутренних проблем у нее окажется несколько меньше времени, чем 10-15 лет. * Организация, запрещенная в России Мнение автора может не совпадать с позицией редакции