Прочь от Порошенко: Почему Гройсман не хочет связывать свою политическую судьбу с президентом
В поздравлении к международному Дню миротворцев ООН премьер-министр Украины Владимир Гройсман подчеркнул, что вопрос о введении «голубых касок» актуален сегодня и для его страны. «Мы будем призывать мировое сообщество к активной работе в этом направлении, ведь каждый день промедления стоит нам жизней наших защитников. Для достижения своих целей миротворческая миссия ООН должна иметь широкие полномочия и быть размещена во всей зоне конфликта, в частности на неконтролируемой участке российско-украинской границы», — говорится в его заявлении на сайте Кабинета министров. Самостоятельное плавание В последнее время всё больше ходит разговоров о том, что Гройсман выйдет из команды президента страны Петра Порошенко и станет самостоятельным игроком. Серьёзные противоречия между двумя первыми лицами страны вызывает газовый вопрос, а точнее необходимость пересмотра тарифов для населения, как требует МВФ. Глава государства понимает, что повышение стоимости газа неизменно вызовет недовольство электората, 80% которого уже заявляют о недовольстве работой Порошенко, однако без денег международных кредиторов национальную экономику ждёт крах. Гройсман же не хочет быть тем человеком, чьими руками будут переписаны тарифы, и 26 января публично в своём микроблоге Twitter заверил украинцев, многие из которых еле сводят концы с концами, что в 2018 году стоимость газа повышаться не будет. Продемонстрировав несогласие с действиями Порошенко во внутренней политике, премьер-министр перешёл к делам внешнеполитическим — традиционной вотчине главы государства. Сегодня главной ниточкой между официальным Киевом и западными странами остаётся ситуация в Донбассе, из которой вытекают санкционное давление на Россию, поставки американского оружия украинской армии, выделение многомиллиардных кредитов и многое другое. Хотя политики разных стран расходятся в оценке ситуации в зоне боевых действий на юго-востоке Украины, но все они сходятся во мнении, что для деэскалации конфликта нужно ввести миротворцев ООН. «О попытках Гройсмана вести самостоятельную игру общеизвестно. На мой взгляд, он не хочет связывать свою политическую судьбу с политической судьбой Порошенко, но рейтинг не даёт ему президентской перспективы. Можно считать, что Гройсман всё меньше видит перспективу Порошенко, потому хочет выглядеть отдельной фигурой. Если он будет баллотироваться, то будет ассоциироваться именно с этой властью, создаст конфликт с Порошенко, оттянет у него часть голосов. Возможно, кому-то выгодно, чтобы Порошенко не прошёл во второй тур, но я не вижу, чтобы такой вариант нужен самому Гройсману», — сказал в интервью изданию Ukraina.ru эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов. По данным опроса социологической группы «Рейтинг», опубликованным на прошлой неделе, деятельность Гройсмана на посту премьер-министра одобряют 17% респондентов, противоположной точки зрения придерживаются 73%. Показатели мягко говоря не впечатляют, но за два года остались стабильными — в июне 2016 года рейтинг Гройсмана составлял 20%. Зато Порошенко стремительно лишается поддержки электората: нынешние 12% против 55% в сентябре 2014 года. По мнению политолога, в случае проигрыша Порошенко на президентских выборах Гройсман не захочет связывать себя с ним, и это создаст дополнительный стимул для запуска своего политического проекта, чтобы в перспективе продвигать его в Верховную Раду. При этом премьер-министру не обязательно создавать политическую силу с нуля, а можно переформатировать Винницкую европейскую партию, учреждённую им в 2015 году. В Винницком городском совете она занимает вдвое больше мест, чем Блок Петра Порошенко — 20 против 10, — в конечном итоге они образовали коалицию. Есть ли жизнь после премьерства? Предвыборная гонка на Украине идёт полным ходом, чуть ли не каждую неделю в списке потенциальных кандидатов появляются новые имена: бывший депутат Верховной Рады Владимир Олейник, бывший глава СБУ Валентин Наливайченко, майдановский стрелок Иван Бубенчик, певец Иво Бобул. Если Гройсман решит тоже активизироваться в борьбе за место под государственным солнцем на ближайшие пять лет, то может подать в отставку в любой момент. При этом сложение полномочий премьер-министра автоматически влечёт отставку всего правительства. После того, как президент подпишет соответствующий указ, Кабинет министров должен исполнять свои полномочия до формирования нового состава, на что отводится до 60 дней. Кабинет министров Украины На фоне усиливающихся внутриполитических разногласий в стране всё чаще звучат разговоры о проведении внеочередных парламентских выборов. Согласно статье 90 Конституции Украины, полномочия парламента не могут быть досрочно прекращены президентом в последние шесть месяцев срока полномочий Верховной Рады или главы государства. Порошенко вступил в должность 7 июня 2014 года, поэтому никакие изменения в политической верхушке не могут пройти позднее начала декабря. По мнению Попова, Гройсман не заинтересован во внеочередном обновлении Верховной Рады, поскольку досрочные выборы приведут к сокращению срока мандата депутатов, а премьер-министр имеет хорошие отношения с представителями разных фракций. Согласно Конституции, если глава правительства не будет выдвигать свою кандидатуру на высший государственный пост, то ему придётся задуматься, как выстраивать свою карьеру после 17 марта 2019 года. Социологические исследования на протяжении долгого времени говорят, что с наибольшей степенью вероятности страну возглавит либо лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, либо Пётр Порошенко. «В случае проигрыша Порошенко начнётся реконфигурация парламента под нового президента. Гройсман может уйти в отставку, при этом заявив о лояльности новому главе государства. Но когда станет известна фамилия нового президента, если это будет не Порошенко, то тут же будет использована схема, которая применялась при отставке Тимошенко после победы Януковича: поднимут вопрос об отчёте правительства, а вместе с ним встанет вопрос доверия. Это возможно если Гройсман не уйдёт в отставку добровольно», — сказал Попов. Он допустил, что Гройсман мог бы работать с Тимошенко-президентом. Однако позволят ли ему политические амбиции работать на вторых ролях в её администрации, либо же он предпочтёт создать свою нишу, а не вливаться в политическую силу победителя президентских выборов. При этом со стороны лидера «Батькивщины» тоже не всё так однозначно. «Вопрос в том, нужно ли Тимошенко брать Гройсмана в свою команду. Начиная с президентства Ющенко, она, а не блок «Наша Украина», отличалась способность привлекать в свою команду людей из других команд. Тимошенко как новый президент была бы заинтересована лишь во внешнем обновлении власти, потому что закулисное сотрудничество или небольшая должность — это одно дело, а назначение на пост премьера — другое. Думаю, Гройсман как глава Кабинета министров ей совершенно не нужен», — заявил Попов. В таком случае Гройсману нужно делать ставку на предстоящие парламентские выборы. Для того, чтобы иметь свой голос в Верховной Раде, его политической силе необходимо преодолеть барьер в 5%. «Исполнительная власть достаточно непопулярна, чтобы Гройсман, вторая фигура государства, вышел в глазах избирателей из тени Порошенко. Когда произойдёт переконфигурация политических сил после президентских выборах, на парламентских теоретически Гройсман имеет перспективу набрать своих избирателей. Однако должно произойти улучшение качества жизни народа уже сегодня, чего не видно. Напротив, если люди начнут массово лишаться субсидий, то это ударит и по Гройсману, и по Порошенко», — констатировал эксперт. Конфликт между президентом и премьер-министром уже сложно скрывать за фасадами политической солидарности, а стремительное падение рейтингов Порошенко и перспектива смены первого лица государства всё больше укрепляют в Гройсмане уверенность в необходимости продвигать собственную партию. Возможно, роль руководителя одной из ведущих фракций сейчас более выгодна, потому что новому президенту придётся решать всё более усугубившиеся старые проблемы: госдолг к концу апреля вырос до $77, 05 млрд, МВФ не спешит выдавать очередной транш, а поднимать экономику некому — трудоспособное население предпочитает низкоквалифицированную работу в Европе вакансиям на Родине.