Войти в почту

С-400 и Ан-178 "Бандера": Турция нашла неординарный способ "побега" от НАТО через Украину

Меморандум о взаимопонимании по вопросу обмена авиационной техникой между Украиной и Турцией пока ни о чем не говорит – считает ведущий научный сотрудник Центра азиатских и африканских исследований ВШЭ Алексей Образцов. Турки интересуются на Украине старыми советскими технологиями Дело в том, что с 17 по 18 мая проходила встреча между Генеральным директоратом гражданской авиации Турции и Государственной авиационной службой Украины, в рамках которой обговаривались условия возможного сотрудничества между этими странами. Результатом данной встречи стал меморандум, в котором обозначено, что Москва и Анкара осенью текущего 2018 года должны подписать итоговое соглашение, которое полностью отрегулирует будущее этого межгосударственного сотрудничества. На Украине даже заявили, что данное соглашение необходимо Киеву для того, чтобы продвигать свою авиационную продукцию на внутреннем рынке Турции. Впрочем, понятно, что единственной целью этого договора является транзит технологий КБ им. Антонова из Украины в Турцию, поскольку именно этот актив на протяжении многих лет интересует турецкую сторону. Достаточно сказать, что головной завод им. Антонова за 2016-17 года не выпустил ни одного гражданского самолета, причиной чего является разрыв двусторонних торогово-экономических связей с Россией и, как следствие, отсутствие доступа к российским комплектующим. Украинцы активно продают свои технологии В результате, украинцы ищут рынки сбыта за границей – достаточно обратить внимание на строительство завода в китайской провинции Шэньси, с помощью которого в Поднебесную должны утечь последние технологии данного предприятия. Еще можно вспомнить про сотрудничество украинцев с Минским заводом гражданской авиации, что можно вообще расценить в качестве попытки со стороны этого предприятия восстановить связи с Россией через Белоруссию. Только практического эффекта все эти проекты Украине не дали, вследствие чего, украинцы пытаются продать имеющиеся активы Антонова хоть кому-нибудь. Так и появился этот меморандум с Турцией, которая стремится наладить у себя авиационное производство, хотя в случае с модельным рядом «Антонова» это почти невозможно сделать, поскольку в в этих самолетах 50 процентов комплектующих из России. Таким образом, даже в случае покупки проектной документации на тот же Ан-178 турки не смогут наладить его производство у себя в стране, не говоря уже про то, что в данном вопросе им придется выдержать большое количество претензий со стороны России. Ведь все модели «Антонова» являются плодом совместной разработки России и Украины и созданы специально для российского рынка. Турки пытаются отойти от натовского вооружения Ведущий научный сотрудник Центра азиатских и африканских исследований ВШЭ Алексей Образцов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что турки имеют большой интерес к авиационным технологиям Украины. «Это вообще больной для Турции вопрос, поскольку эта страна в силу обстоятельств геополитического свойства пытается диверсифицировать свои поставки военной продукции и продукции двойного назначения», - заключает Образцов. По словам Алексея Васильевича, турки хотят постепенно отойти от практики закупки вооружения в рамках системы НАТО, несмотря на то, что эта страна является членом данной военно-политической организации. И здесь весьма показательной является информация о том, что Анкара на текущий момент уже внесла первый платеж за поставку полковых комплектов зенитно-ракетных комплексов С-400. «Естественно, данная сделка носит единичный характер, поскольку в планы Турции явно не входит отказ от натовской техники и ее переориентация на российского производителя. Поэтому турки и ищут варианты в других странах, и вот им в связи с продукцией предприятия «Антонов» подвернулась Украина, что вполне логично», - констатирует Образцов. Турки ищут технологии по всему миру Как замечает эксперт, в этом вопросе Турция ищет совершенно разные пути – точно также она раньше пыталась наладить связи с Израилем в период позитивных отношений между этими странами, а теперь смотрит на советские технологии на Украине. «Сегодня контакты с Израилем невозможны, тем более, эта страна за исключением беспилотников не занимается разработкой авиационной техники. И в этом плане выбор Украины обуславливается тем, что в данном государстве сейчас все плохо лежит, и поэтому Анкара пытается там купить задешево какие-то технологии еще советских времен», - резюмирует Образцов. Цель Турции в рамках данного меморандума лежит в данном аспекте, и это никто в Анкаре, этого не скрывает, да и на Украине тоже всем понятно, что путем подобным сделок можно только продать в третьи страны свои военные технологии. «Самый большой вопрос здесь заключается в том, а осталось ли на Украине еще что-то реальное. Это и предстоит туркам выяснить, для чего они и подписали меморандум, а не полноценное соглашение с украинской стороной», - заключает Образцов. Вряд ли здесь идет речь о каком-то долговременном сотрудничестве между Украиной и Турцией – скорее всего, Анкара здесь ищет выходы к еще советским разработкам, которые могли бы позволить ей сделать технологический шаг вперед. «Получит ли она их? Это большой вопрос, поскольку непонятно, насколько нынешняя Украина в таких вопросах договороспособна, но, очевидно, Турция будет искать то, что ей нужно, не только в этой стране», - констатирует Образцов.

С-400 и Ан-178 "Бандера": Турция нашла неординарный способ "побега" от НАТО через Украину
© ФБА "Экономика сегодня"