Войти в почту

Что стоит за обыском в киевском Исламском культурном центре

Между тем, муфтий духовного управления мусульман Украины "Умма" Саид Исмагилов заявил, что обыски Службы безопасности Украины (СБУ) в Исламском культурном центре в Киеве являются "провокацией". Он же говорит о "системных преследованиях мусульман" страны. Кроме того, по его словам, в Украине отсутствует официальный список запрещенных исламских книг. В этом смысле сама история с обыском в Исламском культурном центре в Киеве может свидетельствовать об углублении межнационального и межконфессионального раскола в украинском обществе, а, возможно, и об окончании «медового месяца» в отношениях между украинской властью и крымскими татарами. В любом случае, это очень тревожный звонок, заявил в интервью РИА Новости Украина политический эксперт Николай Спиридонов. - Что беспокоит общественность? — Во-первых, запрещённые книги… Это звучит немного несовременно. Возможно, вы знаете, что даже «Майн кампф» Адольфа Гитлера только недавно начали легально издавать в Германии, потому что прошёл срок давности, когда эта книга была под запретом. И в данном случае хотелось бы увидеть, что это за запрещённые книги? Потому что это отбрасывает нас к временам средневековья, когда книги запрещали, жгли… Хотелось бы увидеть список, потому что все это звучит само по себе дико. - Увы, списками запрещённых книг, фильмов и даже людей сейчас на Украине никого не удивишь… Но о чем, по вашему, может говорить сам факт проведения обыска в Исламском центре? — К сожалению, есть подозрение, что в последнее время в Украине межнациональная рознь ширится, тенденция к этому усиливается. Знакомые евреи на это жаловались, представители других национальностей… Соответственно, отбросить такое предположение, что это даже факт притеснения по национальному признаку, мы не можем… - Но в данном случае, скорее все-таки по религиозному… — Да, можно сказать, по религиозному признаку. Но от этого не легче: из истории мы знаем, что именно религиозные войны, религиозные «разборки» были наиболее кровавыми и наиболее жестокими. Поэтому, если против Исламского центра выдвинуты какие-то обвинения в (хранении и распространении — Ред.) книг каких-то незаконных, то нужно подобные обвинения оформлять очень чётко и доходчиво, чтобы обществу было всё понятно. Пока что лично мне — а я, всё-таки, достаточно информированный представитель общества — из того, что я прочитал в СМИ, не вполне понятна суть обвинений… Какие запрещённые книги? Можно предположить, что власть либо не имеет веских аргументов, либо реально не дорабатывает, потому что не объяснила обществу, какие всё же есть претензии к этому культурному центру. - Пресс-служба прокуратуры пояснила, что в этих книгах, возможно, содержится пропаганда культа насилия, что будет назначена экспертиза… — Возможно, содержится, возможно, не содержится. Где перечень этих книг, где разъяснения, о каком насилии речь, что вообще в этих книгах пропагандируется? Ясного ответа на этот вопрос в СМИ нет. А в таких делах необходима чёткость и щепетильность. - Интересно, что украинские власти и СМИ обвиняют Россию в давлении на крымских татар, когда в Крыму проводятся обыски по таким же мотивам — изымают литературу, пропагандирующую культ насилия… А теперь то же самое происходит в Киеве. О чём это может говорить? — Что касается России… Действительно, можно предположить, что определённый «медовый месяц» (Киева — Ред.) с крымскими татарами, у украинской власти, вероятно, заканчивается. Я знаю из общения с представителями власти до 2014 года, что, в общем-то, крымские татары воспринимались в высших кругах неоднозначно. Предполагалось, что они могут создать определённый очаг напряжённости в Крыму. После 2014 года, когда власть в Крыму поменялась, то крымских татар, мусульман начали (в Киеве — ред.) более активно поддерживать как вероятный противовес России. Хотя, надо сказать, что в Крыму РФ достаточно успешно разделила их на несколько групп и очень многие крымские татары там поддерживают российскую власть. Но, тем не менее, татары воспринимаются (в Украине — Ред.) как определённый противовес РФ. - А теперь? — Тот факт, что теперь уже в Киеве обостряется ситуация вокруг Исламского культурного центра, показывает, что, возможно, тренд всё-таки начинает меняться и, может быть, этот «медовый месяц» с исламом, с крымскими татарами заканчивается. Может быть, противоречия с украинской властью с крымскими татарами начинают более явно проявляться. Ведь трудно предположить, что такие действия (обыск — Ред.) могли быть совершены без одобрения высших лиц государства. Скорее всего, они эти действия одобрили. Резюмируем: хочется ясности. Если у этого культурного центра есть грехи, есть нарушения, то пусть нам объяснят более чётко, в чём они заключаются. Иначе это всё будет восприниматься в обществе как преследования по религиозному, культурному, национальному и ещё по каким-то признакам. Это как… когда обвиняют, предположим, журналиста. Тогда необходимо очень понятно объяснять, в чём именно его обвиняют, иначе это воспринимают как преследование по политическим мотивам. Вот и в данном случае: обыски, обвинения, но ясного понимания их сути у общества нет.(…) В любом случае, можно сказать, что это — сигнал очень тревожный — для межконфессионального мира, для общественного спокойствия… А вот сможет ли власть доказать обоснованность своих действий? Ход за ней. Пока в тех сообщениях, которые мы видим в СМИ, убедительного обоснования нет.

Что стоит за обыском в киевском Исламском культурном центре
© Украина.ру