Недавний марш «Национальных дружин» в Киеве вызвал вал обсуждений. Но громкие споры несколько уводят нас от трезвого разговора, позволяющего проанализировать глубинные мотивы, разобраться, кто и кому присягал 28 января в Киеве, почему именно сейчас?
Открытыми остаются два вопроса. Откуда вышли эти дружины? И куда они идут?
Вопросы не такие уж и абстрактные. Сложно получить четкий ответ об источниках финансирования, о тех, людях, которые направляют вектор «нацдружин». Не так всё однозначно и с тем, в чьих интересах в нужный момент планируется задействовать этих бойцов.
К тому же между этапом «планируется задействовать» и этапом «будут задействованы» есть некоторый промежуток. И очень часто бывает, нечто планируется в интересах А, а реализуется в интересах Б.
В связи с маршем «Национальных дружин» часто проводятся исторические параллели и аналогии со штурмовиками Рема.
Киевские «нацдружинники», вышедшие из нацистских пробирок «Азова» и «Национального корпуса», действительно ориентируются на опыт своих духовных и идеологических предшественников — германских штурмовиков.
В день марша «Национальные дружины» заявили на своем паблике открытым текстом: «Нас много. Мы не боимся применить Силу, чтоб установить на улицах Украинский Порядок!»
Какого «князя» дружина?
Нацистские шаблоны, используемые в так называемом гражданском обществе Украины, уже четвертый год никого не удивляют. Деятельность «белого вождя» Андрея Билецкого, идеология созданных им организаций («Патриот Украины», «Социал-национальная ассамблея», «Национальный корпус»), символика организации Misanthropic division* и полка «Азов», характер их преступлений — всё это свидетельствует об особой роли, уготованной неонацистам сценаристами украинского переворота 2014 года.
Но широкий обывательский резонанс случился именно сейчас, когда кадры из профессионально снятого ролика с маршем «Национальных дружин» с пабликов радикальных организаций перекочевали на центральные украинские и российские телеканалы.
Что бросается в глаза в этих видеороликах? Рядовые члены «Национального корпуса» на камеру показательно отмежевываются от Авакова.
А буквально через день и сам Аваков заявляет о том, что парамилитарные образования в стране недопустимы.
Это нарочитое отмежевание очень смахивает на поведение любовников, работающих в одной организации: чтоб коллеги не заподозрили любовную связь, они на публику демонстрируют взаимное пренебрежение.
То, что рядовые члены «Национальных дружин» не ассоциируют себя с Аваковым, ровным счетом ничего не значит.
Вся послемайданная история свидетельствует о другом. «Азов» создавался под патронатом Авакова. «Азовца» Вадима Трояна именно министр внутренних дел двигал на должности начальника ГУМВД Украины в Киевской области, а потом и первого заместителя главы Национальной полиции Украины.
На парламентских выборах 2014 года аваковские советники Антон Геращенко и Зорян Шкиряк активно агитировали за нациста Андрея Билецкого в одном из мажоритарных округов Киева, были его доверенными лицами. Поэтому можно с уверенностью говорить: «белого вождя» привел в парламент министр внутренних дел Аваков.
На публику «национальные дружинники» могут сколько угодно заявлять о своем пренебрежении к Авакову. Но ключевые фигуры из «Азова» оказались на аваковской шахматной доске не для того, чтоб ими расшвыривался кто попало. Применение им будет находить Аваков. Переметнуться будет проблематично.
Можно вспомнить, что еще недавно на Вадима Трояна заводилось коррупционное уголовное дело. А потом этот скандал сам собой «замялся».
Многое можно предъявить и «белому вождю» Билецкому. Заслуги «азовцев» во время АТО в Донбассе легко превращаются в военные преступления — чем, собственно, они и занимались на самом деле. Поэтому рычаги управления «корпусами» и «дружинами», всеми радикальными проектами, ответвляющимися от «Азова», находятся в кабинете министра внутренних дел.
Но есть и некоторые противоречия в этом лагере. Нельзя безоговорочно всех бойцов «Азова» и штурмовиков его гражданских организаций считать вассалами Авакова. Наблюдаются и совершенно противоположные тенденции. Часть актива «Азова» контролирует СБУ. Иногда эти подконтрольные люди внезапно уходят из жизни: я уже писал на страницах «Ридуса» и об «азовце», спрыгнувшем с элеватора, и о загадочной гибели «Витуса» Княжевского.
След СБУ
После марша «Национальных дружин» появились сообщения, что эту организацию возглавил «азовец» Игорь Михайленко, личность одиозная.
Тут же припомнили: журналист Артем Фурманюк, ссылаясь на источники в СБУ, утверждал, что в 2016 году Михайленко фигурировал в числе других бойцов «Азова» в деле об ограблении инкассаторов «Ощадбанка» в Запорожской области.
Летом 2017 года Фурманюк писал: «В свое время даже ходили слухи, что он был вынужден скрываться за границей, потом — что он неофициально находится на „азовских“ базах, а с недавних пор, Михайленко видели уже и в Киеве».
При этом СБУ многозначительно помалкивала о причастности или непричастности Михайленко к ограблению инкассаторов. Но самое интересное: Игорь Михайленко был фигурантом другого уголовного дела вместе с недавно погибшим Виталием Княжевским и Андреем Билецким.
Еще в 2011 году они были арестованы за покушение на убийство харьковчанина Сергея Колесника. В материалах уголовного дела говорилось, что Михайленко нанес Колеснику удар ножом. Само собой разумеется, все трое были «амнистированы» после победы майдана.
Совокупность этих фактов говорит в пользу версии о том, что если не всех ребят в новеньком камуфляже «Национальных дружин», то их лидера Михайленко могут дергать за невидимые ниточки суровые люди из СБУ.
Причем здесь Россия
В ходе обсуждения этой темы на одном из российских телеканалов главный редактор Politrussia Руслан Осташко высказал интересное предположение. Многие участники марша прятали лица. В большинстве своем — это молодые люди, еще не участвовавшие в АТО и потому не засвеченные в соответствующих базах данных.
Есть вероятность, что их готовят более опытные ветераны «Азова» вовсе не для подавления инакомыслия (с этим и другие штурмовики и карательные органы справляются), а для внешней миссии: под видом заробитчан приехать в РФ, чтоб в один прекрасный момент, например, после выборов, быть задействованными в качестве ударной силы «народных протестов».
Над этим допущением эксперта стоит задуматься.
Кроме того, можно развить его и в таком направлении: в «Национальном корпусе» и «Национальных дружинах» немало околофутбольных ультрас.
Федерация футбола Украины официально отказалась от аккредитации журналистов на финальной части чемпионата мира. Но кто сказал, что летом 2018 года туда не попадут украинские ультрас под видом тех же заробитчан?
Чемпионат мира по футболу — тоже удобный момент для дестабилизации обстановки. А украинские ультрас умеют это делать не только на трибуне и футбольном поле, но и на улицах, на центральных площадях.
Причем здесь США
Когда мы гадаем, кто на самом деле «танцует» «национальные дружины», «национальный корпус», отдельных их представителей — Аваков или порошенковская СБУ, — не надо забывать и том, что всё течет, всё меняется.
Штурмовиков СНА Андрея Билецкого, участвовавших в расстреле на Рымарской 14 марта 2014 года, после их ареста забрала под свое крыло СБУ. А потом они всплыли в подразделении МВД «Азов».
Вопрос о главном кураторе «дружинников» может быть и куда более глобальным. Не секрет, что американцы создают в Киеве параллельные органы управления, такие как Национальное антикоррупционное бюро Украины.
Есть и другие структуры, которые подчиняются только «вашингтонскому обкому». Аналогичная история может быть с подразделениями вроде «Азова». Формально оно находится под крышей МВД. Есть гражданская часть, которая позволяет заниматься активным рекрутингом. А когда контролируются финансовые потоки и имеются папки на всех «национальных дружинников» и блюстителей «нового порядка», — можно контролировать всю Украину.
Безликие молодые люди в униформе «Национальных дружин» — более подходящий материал для этих целей, чем старая гвардия.
И тут нужно вспомнить событие, случившееся в Харькове за месяц до киевского марша «Национальных дружин».
Новые старые ОПГ
Утром 25 декабря 2017 года подорвали автомобиль начальника отдела оперативных разработок в восточном регионе Николая Черемухина. Об этом, конечно, много сообщалось в новостях. Но на подтекст харьковского взрыва мало кто обратил внимание, а тем более попытался проанализировать.
О смысле неприятного подарка, преподнесенного в католическое Рождество известному в Харькове человеку, можно только гадать и строить предположения. Но этот взрыв можно расценивать и как сигнал, как напоминание о затянувшемся конфликте между старой ментовской гвардией и новой сворой всевозможных националистических и майданных ОПГ. Эти преступные группы возникли не только на базе добровольческих батальонов, но и вышли так же из многочисленной среды «патриотов», которых на фронт не затянешь — зато в качестве штурмовиков они готовы предложить себя.
Скорее всего, взрыв машины на улице Культуры был неким символическим актом. В серьезность покушения верится с трудом. Исполнили очень топорно: глупо взрывать автомобиль гранатами, которые еще и рассыпались. Как будто у дилетантов-исполнителей с перепугу руки дрожали.
Биографию Черемухина пересказывать нет смысла. Она могла бы стать основой для большого криминального сериала со многими сезонами. И тогда в одном ряду с «Ментовскими войнами» и «Бандитским Петербургом» стоял бы сериал «Ментовский Харьков».
Реноме «ментовского города» закрепилось за Харьковом с середины 90-х на долгие годы. В девяностые Черемухин был начальником уголовного розыска при генерале Музыке, возглавлявшем областное управление МВД. В те годы ходило крылатое выражение: «Харьков — это город, где всегда играет музыка и цветет черемуха».
Бывшие милиционеры вспоминают, что в свое время Черемухиным пугали всех бандитов. Он попадал в опалу, на него заводили уголовные дела, подозревали в тяжких преступлениях. Но вскоре Черемухинопять появлялся на руководящих должностях в милиции и СБУ. При Ющенко был начальником отдела «К» в СБУ: курировал коррупцию и контрабанду.
После переворота 2014 года Черемухин опять был востребован Аваковым — он курировал спецбатальоны. Создал специальные группы, которые работали по границе. Они занимались контрабандой: задерживали, передавали, а Черемухин уже доводил до сведения контрабандистов, кто в доме хозяин.
Но контрабандные каналы и другие возможности «крышевания» интересовали и «подрастающее поколение», бойцов тех батальонов, которые курировались Черемухиным.
Командир «Схидного корпуса», потом глава гражданского корпуса «Азов» Олег Ширяев почувствовал, что в Харькове пришло его время, а «старой гвардии» пора потесниться и дать молодым допуск к наработанным схемам, контрабандным каналам, «крышам».
Конфликт длился месяцами. 9 мая 2016 года в центре Харькова произошло столкновение полицейских с ширяевцами, перевозившими оружие в автомобиле. «Разруливал» ситуацию с пистолетом в руке сам Черемухин. В тот же день были задержаны несколько «азовцев», но вскоре отпущены.
К концу 2016 года ширяевцы уже требовали у Авакова убрать Черемухина из Харькова. Дошло до того, что ГК «Азов» дал объявление, призывая харьковчан обращаться с информацией о преступлениях Черемухина.
Своего бывшего куратора они обвиняли и похищении людей, террористических актах, покушениях на убийство и в убийстве. Горела машина Ширяева — тоже обвиняли Черемухина. Правда, и после отъезда главного врага ширяевцы продолжали «качели» с другими добробатовцами и «патриотами» за сферы влияния. Доходило и до перестрелок.
Ситуация с переводом Черемухина напоминала известный эпизод из «Маугли»: «Акелла промахнулся!» — визжали шакалы на все джунгли. «Акелла промахнулся!» — вторили им бандерлоги.
Однако «Акелла» закрепился в Киеве. Занимает должность начальника отдела оперативных разработок восточного региона. Оставил за собой полицейскую разведку. И ждет момента, чтоб приструнить молодых «шакалов» и «бандерлогов». У Черемухина есть сеть осведомителей. А у Авакова есть запрос на компромат на своих подопечных всех мастей, пришедших под крышу МВД после переворота: вдруг придется еще обосновывать что-то за границей.
На глазах происходит становление новых ОПГ — «национальных корпусов», «дружин», «фрайкоров», отжимающих у старых ментов их «темы» (аптеки, игровые салоны, мелкие барыги, попрошайки, мелкая проституция, онлайн-порностудии). Аппетит приходит во время еды, запросы растут.
Взрыв на улице Культуры ознаменовал собой невидимые новые вехи в конфликте старой гвардии и молодых штурмовиков, на которых опираются различные группы влияния киевской хунты.
Марш «Национальных дружин» показал, что на улицы вышли звери с голодными и горящими глазами.
И еще один интересный факт в копилку. Олег Ширяев, недавно верховодивший харьковскими ГК «Азовом» и «Национальным корпусом», остался абсолютно равнодушен к киевскому маршу подопечных Билецкого.
Видимо у них «Национальный корпус» не того калибра. А может, у советника харьковского губернатора появились более взрослые и сытные общие темы «темы» с местными властями.