Войти в почту

Нет баксов на Starbucks: Почему крупнейшие мировые ритейлеры обходят Украину стороной

Кофе вместо мостов На днях мэр Киева Виталий Кличко порадовал тем, что на Украину якобы в скором времени придет самая крупная кофейная компания в мире — Starbucks с сетью более 20 тысяч кофеен в 67 странах. Об этом он заявил во время выступления на панельной дискуссии в Украинском доме в Давосе. По словам Кличко, Starbucks уже изучает вопрос о выходе на рынок Украины. Сам мэр обещал сделать все возможное, чтобы это свершилось. Starbucks, а также IKEA, H&M, и Pizza Hut, по результатам исследований, стали самыми ожидаемыми на Украине торговыми марками. На этом, видимо, и решил сыграть киевский градоначальник. Однако, по оценкам экспертов, этот сценарий вряд ли возможен. Цены кусают и обычных граждан, и иностранных инвесторов. «Возможно, в Украине нашлись бы рестораторы, желающие работать под известным мировым брэндом, но их сдерживают слишком дорогие франшизы. По слухам, Starbucks запросила у одного из наших бизнесменов $1 млн. Покупать такую франшизу, да еще и привязываться в выплатах к валюте при том, что тут ты получаешь в гривнах и не очень много — просто безумие. Они уже опоздали лет на 10. Для сетей нужны проходные места, а они уже заняты. В 2014 многие помещения освобождались, но сейчас их снова "оккупировали" наши местные рестораторы. Строить свои здания, как это в свое время делал McDonald's, сейчас вряд ли кто-то будет», — рассказала директор компании "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова. Как сообщил изданию Ukraina.ru экономист Александр Охрименко, сейчас Украина перенасыщена кофейными сетями, а Кличко попросту отвлекает внимание от насущных проблем. Больше по теме инвестиций похвалиться ему пока нечем. «Украина просто завалена местными кофейными сетями, которые на порядок конкурентоспособней, чем Starbucks. Даже если он сюда придет, то просто провалится. Ничего серьезного про украинские инвестиции Кличко сказать больше не мог. На Украине есть ряд серьезных проблем — воздушный экспресс от Борисполя до Киевского вокзала, мосты, очистительные сооружения, — про это он молчит. И начинает рассказывать фантазии про кофейни. Он бы еще начал рассказывать про туалеты, что кстати более уместно. Нечего было сказать, ляпнул глупость. Киев уже перезагружен кофеином. Покупательной способности тоже есть предел», — подчеркнул Охрименко. Действительно, вряд ли ли украинцы покупать кофе более, чем за 120 гривен, когда есть предложение в 3-4 раза дешевле от местного производителя. В то же время, на Украине существуют и другие ниши, которые мог бы занять иностранный инвестор, но самым главным препятствием для этого остаются большие коррупционные аппетиты украинских чиновников. «Есть большое поля для деятельности в области энергетики. Но там полный бардак. Есть колоссальная тема, очень европейская — переработка мусора. Но на сегодняшний момент взятки у Кличко очень большие, а для того, чтобы перерабатывать мусор — нужна территория, свалки. Ни одна компания столько заплатить не может. Думали строить Автобан, даже китайцы пытались в этом поучаствовать, но увидев масштабы взяток и коррупции, даже не сунулись в это дело». Аналогичная проблема и с выходом на украинский рынок постигла крупнейшего шведского ритейлера H&M (Hennes & Mauritz). В октябре 2017 один из киевских торговых центров сообщил, что компания подписала контракт об открытии магазина с ТЦ Lavina Mall в Киеве. Однако даже этот факт еще не говорит о том, что сделка состоится. H&M делает уже вторую попытку выйти на украинский рынок. Первую шведский ритейлер предпринял в 2014 году, заключив договор с ТЦ Respublika, но еще на этапе согласования документов сделку заморозили. Вот и сейчас в H&M не подтверждают информацию, туманно говоря об открытии первого магазина в 2018 году, не назвав локацию. «На этом раннем этапе у нас больше нет информации об открытии и о том, когда и где это произойдет. Мы с нетерпением ждем возможности поделиться более подробной информацией на поздней стадии», — говорится в письменном ответе пресс-службы H&M. Главный вопрос для потребителя — по какой цене H&M будет продавать свою продукцию, поскольку в некоторых магазинах на Украине цены гораздо выше по сравнению с аналогами в странах Восточной и Западной Европы. Тройку ожидания замыкает шведский мебельный бренд IKEA. Компания планировала построить магазин под Киевом с момента открытия киевского офиса в 2005 году, но так и не смогла купить необходимую для этого землю на фоне споров с местными властями. В 2016 году официальный представитель компании Кайса Йоханссон заявляла украинским СМИ, что пока не планирует открывать магазины на Украине. И вот недавно председатель правления компании «Мандарин Плаза» Александр Черницкий заявил, что IKEA может арендовать еще не построенный новый торгово-развлекательный центр на месте киевского ледового стадиона. По словам менеджера инвестиционной компании Dragon Capital Сергея Фурсы, к этому заявлению стоит отнестись настороженно: «Сама фраза о том, что IKEA смотрит в нашу сторону, свидетельствует о том, что конкретных договоренностей пока нет». Объясняя причины осторожности шведских мебельщиков, Фурса прежде всего, выделил коррупцию, ведь IKEA, по его словам, известна тем, что не дает взяток. Инвестиционно непривлекательная По данным Европейской бизнес-ассоциации, инвестиционная привлекательность Украины составляет всего 2,5 балла при норме 3 балла (из 5 возможных). Украинские предприятия IKEA— два деревоперерабатывающие заводы и мебельная фабрика — были проданы иностранным компаниям еще в 2010 году. В 2015 году из Украины ушли, и похоже навсегда, международные сети одежды: бренд Seppala финского концерна Stockmann, финский fashion-ретейлер Finn Flare, магазины британской одежды Peacocks, нидерландский производитель одежды Mexx, River Island и Esprit, прингадлеждащие польской компании EM&F. В июне 2016 из Украины уходит один из первых в стране ритейлеров — австрийская сеть супермаркетов Billa. Европейский уровень этой сети, по словам потребителей, в первую очередь выражался в завышенных ценах на товары первой необходимости. Крупный российский fashion-ритейлер InСity также ушел с украинского рынка в ноябре 2017 года. До этого его покинули российские торговые сети: Centro, Kari и Kira Plastinina. Причина такой тенденции, помимо коррупции, кроется в поступательной рецессии экономики, девальвации национальной валюты и, как следствие, снижении покупательной способности населения Украины. А низкая платежеспособность населения явно не способствует росту розничной торговли и желанию инвесторов штурмовать украинский рынок. Политика политикой, а работать в убыток не хочет никто.

Нет баксов на Starbucks: Почему крупнейшие мировые ритейлеры обходят Украину стороной
© Украина.ру