Ползучая экспансия
Политика официального Будапешта все больше напоминает ползучую экспансию (невоенным способом) территории соседней Украины. Незаконная выдача паспортов, покупка лояльности жителей Закарпатья, создание языкового гетто, а теперь еще попытка получить контроль за объектами критически важной инфраструктуры на украинской территории. Правительство Венгрии не собирается отступать от курса на конфронтацию с Украиной, продолжая вести, как сказал глава МИД этой страны Петер Сиярто, «дипломатическую войну». Власти этой страны продолжают обещать блокирование интеграции Украины в ЕС и НАТО, если Киев не изменит закон об образовании. И если эти намерения озвучивались до недавнего времени только министрами, то теперь эту позицию подтвердил уже и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. «Я хотел бы заверить закарпатских венгров, что независимо от того, куда подует ветер, венгерское правительство не отступится от своей позиции. Мы будем решительно ее отстаивать не только здесь или в Киеве, но и в ЕС. А если вы следите за последними событиями — в том числе в НАТО и ЕС — вы можете увидеть признаки принципиальных действий венгерских дипломатов», — заявил венгерский премьер, текст выступления которого обнародован на сайте правительства Венгрии. Венгерские угрозы по вопросу с ЕС выглядят не очень серьезными: у Венгрии самой серьезный конфликт с Брюсселем, оттуда звучат даже угрозы исключить ее из Совета ЕС. Да и в сам Евросоюз Украину, собственно, пока никто не зовет: Киеву не готовы обещать даже перспективу членства. А сглашение об Ассоциации Украины с ЕС и так уже действует. Так что, по сути, шуму много, но предмет шантажа слабоватый. А вот ситуация с НАТО выглядит куда более опасной. Да, речи о вступлении Украины в НАТО пока тоже не идет. Но Венгрия заблокировала даже созыв заседания комиссии НАТО-Украина, запланированного на 6 декабря, воспользовавшись принципом консенсуса в Альянсе. Конечно, на выполнении программы сотрудничества Украины с НАТО или на текущем реформировании ВСУ демарш Будапешта не скажется. Зато для самого НАТО, если заседание таки не состоится, демарш Венгрии будет иметь далеко идущие последствия. Во-первых, покажет уязвимость Альянса из-за наличия серьезных политических разногласий внутри организации, а также несостоятельности справиться с ними даже в мирное время. А если дойдет до действий военных — сможет ли тогда НАТО справиться с этими военными угрозами, выполнит ли свои обещания коллективной защиты? Во-вторых, конфликт внутри НАТО может заставить Киев скорректировать свои военные планы на западной границе. Ведь ранее уже говорилось о том, что некоторые шальные головы в Венгрии допускали применение своих вооруженных сил страны на территории Украины. Якобы для «защиты украинских венгров». Непонятно только от кого. И только серьезный силовой потенциал Украины остужает пыл «горячих венгерских парней». Напомню, подобную риторику о защите прав только уже русскоязычных на Украине слышат уже 4 года из России, которая оккупировала Крым и ведет войну на Донбассе. Кроме того, самодеятельность Венгрии подрывает веру (и не только у Киева) в то, что членство страны в НАТО является прививкой от агресивностии и гарантией отсутствия территориальных претензий Альянса. Обыкновенный реваншизм Политика официального Будапешта все больше напоминает ползучую экспансию (невоенным способом) территории соседней Украины. Во-первых, Венгрия уже давно противозаконно раздает паспорта Венгрии украинским гражданам. Во-вторых, уже на государственном уровне открыто звучит риторика о необходимости предоставления этническим венграм за рубежом автономии. «Выживание венгров, проживающих за границей, зависит от того, смогут ли они достичь успеха, двигаясь в направлении достижения автономии», — заявил еще в марте этого года вице-премьер Венгрии Жолт Шемьен, которого цитирует государственное информагентство MTI. То же самое он повторил уже недавно, 15 ноября. На сайте венгерской партии власти «Фидес» появилось его заявление, в котором Шемьен подчеркнул, что в венгерском обществе и в венгерском парламентском политикуме «существует общий консенсус» относительно того, что венгры за рубежом имеют право на автономию, венгерское гражданство и право голоса. А вдохновитель этой идеи, политолог и сторонник националистической партии «Йоббик» Мартон Генгеши не только потребовал предоставить автономию для территории Закарпатской области Украины, где компактно проживают венгры, но и выступал против всеобщей мобилизации в украинском регионе. «Следует гарантировать полную автономию венгерского и русинского меньшинств», — заявлял Генгеши. В-третьих, Будапешт пытается сохранить в Закарпатье единое с Венгрией языковое и культурное пространство, ограничивая влияние Украины. Отсюда и такая болезненная реакция Будапешта на украинский закон об образовании: так как он мешает планам властей Венгрии поддерживать созданное ими языковое гетто на территории Украины. В-четвертых, Будапешт покупает лояльность закарпатцев, оказывая материальную помощь врачам, учителям, финансируя бесплатное питание для детей младшего возраста или доставку вакцин, выделяя кредиты мелким бизнесменам Закарпатья. И даже финансирование Венгрией строительства инфраструктурных объектов в Закарпатье (как например, 50 миллионров евро на дорогу Берегово — Мукачево), приобретает в контексте заявлений венгерского руководства совсем другую окраску. Но кроме дороги Орбан и его команда присматриваются еще к одному серьезному украинскому объекту — Закарпатскому областному коммунальному предприятию «Международный аэропорт Ужгород». И речь не идет о заходе венгерского лоукостера Wizz Air в аэропорт для запуска регулярных рейсов из аэропорта Ужгород, которые так необходимы Закарпатью. А о попытке получить над аэропортом полный контроль. «Чувствуйте себя как дома, но не забывайте, что вы в гостях» Системный интерес к муниципальному аэропорту Ужгорода руководство Венгрии начало показывать с середины 2017 года. Сначала венгерские дипломаты в Закарпатской области стали налаживать диалог с руководством Закарпатской ОДА относительно передачи аэропорта в долгосрочную аренду венгерской консалтинговой компании XANGA Investment & Development Group или ООО «Аэропорт Дебрецен». Затем рассматривалась возможность и покупки аэродрома венгерской стороной. Как стало известно LB.ua из источников в Закарпатской обладминистрации, 26 сентября 2017 года в аэропорт прибыла целая делегация (около 10 человек), среди которых были технические специалисты по аэронавигации из министерства транспорта Венгрии, а также те же дипломаты из консульства Венгрии в Берегове. Стоит отметить, что венгров интересовали специфические технические характеристики аэродрома (коэффициент нагрузки на взлетно-посадочную полосу, наличие водоотвода), аэронавигационная информация (курс взлета/посадки, наличие ограничений), а также метеорологическая информация (азимуты ветров, влияние горной местности на способность принимать воздушные суда при сложных метеорологических условиях). Также делегация осмотрела режимные объекты в контролируемой зоне, как то взлетно-посадочную полосу, систему светосигнала, командно- диспетчерскую башню, а также помещение диспетчеров Закарпатской службы РСП ДП «Украерорух». Параллельно осуществлялось фотографирование общего плана аэропорта, отдельных элементов взлетно-посадочной полосы (трещины, толщины покрытия и тому подобное) и системы светосигнала. Иностранные специалисты также получили информацию относительно состояния аварийно-спасательного обеспечения авиапредприятия в случае наступления чрезвычайных событий — катастрофа самолета (количество пожарных и характеристики пожарных автомобилей, наличие пожарных водоемов и т.п). Также 7 октября в Ужгородский аэропорт приезжал генеральный консул Венгрии в Ужгороде Йожеф Бугойло (Buhajla Jozsef), который проверял способность аэропорта принять чартерный рейс с венгерской правительственной делегацией во главе с министром внешнеэкономических и заграничных дел Венгрии Петером Сиярто в Ужгород. Да, именно тот визит, который внешнеполитическое ведомство Венгрии не согласовало с Киевом, а просто поставило перед фактом украинскую сторону. А сам глава МИД Сиярто, прибыв на Украину… отказался встречаться в Ужгороде со своим украинским коллегой Павлом Климкиным. Этот скандал наглядно показал, что венгерские чиновники ведут себя на украинском Закарпатье демонстративно вызывающе, не утруждая себя правилами поведения в гостях. Ибо гостями себя они здесь не чувствуют. Инвестор или «троянский конь»? Приход иностранных инвестиций в украинскую экономику и инфраструктуру в частности — процесс, безусловно, важный и нужный. Однако не менее важен и выбор партнера. Ведь даже в современной украинской истории уже есть немало случаев, когда иностранный инвестор оказывался обычным «волком в овечьей шкуре». Тут можно вспомнить Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАЛК), когда российский олигарх Олег Дерипаска выкупил завод, чтобы его уничтожить. Или как тот же Дерипаска заходил на Харьковский тракторный завод (ХТЗ) — чтобы уничтожить там все производство гаубиц. Или государственную ассоциацию «Асконд», которая заходила по заказной приватизации на Хартрон (украинский холдинг по разработке, производству и эксплуатации автоматических систем управления ракетно-космической техники) — тогда завод еле спасли от враждебного поглощения с планами российского инвестора по полной дефрагментации предприятия. А были еще АФК «Система», которая купила Точмаш, чтоб уничтожить там линию боеприпасов большого калибра. Не говоря уже о том, что Андрей Клюев посдавал в аренду россиянам все ростовые установки Кремнийполимера — основы чипов. Лукойл заходил на нефтехмический комплекс «Ориана» (Калуш Ивано-Франковской обл.), чтобы избавить Украину от своего винилового сырья для производства вакуумных боеприпасов. А что такое аэропорт в Ужгороде? Он имеет асфальтобетонную взлетно-посадочную полосу длиной 2 тысячи 40 м, что делает его единственным аэропортом в Закарпатской области, который может принимать как пассажирские самолеты класса «Боинг», так и военно-транспортные самолеты класса Ил-76. Поэтому данный аэропорт — объект критически важной инфраструктуры в Закарпатской области. Именно через него возможно налаживание транспортной коммуникации с территорией Украины, если доступ к сухопутным путям (автодороги и железная дорога) будет отсутствовать: например, перекрыт митингующими жителями с венгерскими паспортами. Или поврежден природными или другими стихиями (в том числе специально подорван). Так стоит ли повторно «наступать на грабли» и добровольно передавать властям соседнего государства ключи от своей территории? Тем более таким враждебно настроенным как Орбан или другие подобные ему политики-реваншисты. Думается, что с учетом упомянутых выше деструктивных (и даже враждебных) действий официального Будапешта относительно Украины, отдавать в полное управление Венгрии объект критической инфраструктуры Закарпатской области — стратегически недальновидно и даже просто опасно. Тем более, учитывая удивительно тесную координацию действий Будапешта с Москвой.