Сможет ли Украина когда-нибудь стать частью Европы? Ответ зависит не только от политики
Как говорят эксперты в области продажи недвижимости, все зависит от местоположения. Поэтому Украина, являющаяся крупнейшей страной в Европе, а также страной, которая чрезвычайно удобно расположена, играет важную роль международного транспортного узла. Украина имеет в своем распоряжении самую протяженную систему железных дорог в Европе, а по пропускной способности своей транспортной системы она уступает только Китаю, Индии и России. Украина расположена на пересечении главных трансъевропейских коридоров, связывающих Восточную и Западную Европу, а также страны Балтии и черноморский регион. Кроме того, у Украины есть все задатки для того, чтобы стать транзитным узлом для авиаперевозок. После резкого спада в 2014-2015 годах этот сектор стремительно восстанавливает свои позиции: в первой половине 2017 года рост объемов авиаперевозок составил 28% для внутренних авиакомпаний и 23% для иностранных авиакомпаний, превысив средний уровень роста в Европе. Но транспортная инфраструктура низкого качества, а также устаревшие технологии и повсеместная коррупция мешают развитию украинского транспортного сектора, который пока не может занять такое место на европейской маршрутной карте, которого он заслуживает. Однако существуют веские причины для надежды. В апреле 2017 года украинское правительство представило новую стратегию, которая позволит модернизировать все транспортное оборудование и реформировать систему обслуживания местных и иностранных пассажиров, а также грузового транспорта. Разумеется, украинский министр инфраструктуры Владимир Омелян совершенно прав, говоря о том, что реализовать эту стратегию получится только в том случае, если страна изменится, и если в ней начнется эффективная борьба с коррупцией и монополиями. Однако прогресс уже есть. Ниже перечислены шесть достижений украинской транспортной системы. 1. Бескидский тоннель скоро соединит Украину и Евросоюз. В начале октября 2017 года строительная компания «Интербудмонтаж» объявила о завершении первого этапа строительства нового тоннеля в Закарпатье. Благодаря Бескидскому тоннелю будет построена новая железнодорожная ветка, соединяющая Украину и Евросоюз. Она станет частью Пятого Панъевропейского транспортного коридора, который будет проходить через территории Италии, Словении, Венгрии, Словакии, Украины и России. Бескидский тоннель станет быстрым и надежным маршрутом для поездов прямого следования. Строительство этого тоннеля началось в конце 2013 года, а окончание работ запланировано на вторую половину 2018 года. 2. Все больше украинских аэропортов предлагают международные рейсы. В 2015-2016 годах некоторые украинские аэропорты совершили настоящий прорыв. Международный аэропорт «Винница» сумел в три раза увеличить пассажиропоток после окончания строительства терминала и взлетно-посадочной полосы. Международный аэропорт «Кривой Рог» и аэропорт «Ивано-Франковск» увеличили пассажиропотоки примерно на 400%, и все это благодаря поддержке государства и популярным чартерным рейсам в Израиль, Грецию и Турцию. Другим признаком улучшающегося положения украинских авиалиний стало принятое в сентябре решение Катарских авиалиний запустить прямые рейсы Киев-Доха-Киев. Приход этой авиакомпании из верхнего сегмента рынка на Украину доказывает, что сегодня все больше украинцев готовы приобретать дорогостоящие услуги. Скандальные попытки лоукостера Ryanair прийти на украинский рынок тоже пока не завершились: по прогнозам экспертов, к концу 2018 года сделка, скорее всего, уже будет подписана, поскольку ни один перевозчик не захочет упускать те возможности для развития, которые появились после введения Евросоюзом безвизового режима для украинцев. Приход других европейских бюджетных авиакомпаний позволит положить конец монополии Международных авиалиний Украины, а также установить более честные цены и наладить более качественное обслуживание перелетов на Украину и через нее. 3. Главная водная артерия Украины станет частью транспортной системы Европы. Возможно, в скором времени Днепр станет судоходным, что позволит снизить стоимость и сократить сроки перевозки грузов через Украину. Однако пока на речные перевозки приходится менее 0,9% всех транспортных перевозок на Украине, что объясняется обмелением реки и плачевным состоянием инфраструктуры. Украина, Белоруссия, Турция и Польша подали в Еврокомиссию заявки на включение их в Трансъевропейскую транспортную сеть. Возобновление навигации на Днепре является одним из приоритетов новой Национальной транспортной стратегии Украины до 2030 года. 4. Строительство нового Шелкового пути. Только в 2016 году «Украинская железная дорога» перевезла более 440 миллионов пассажиров и 443 миллионов тонн грузов. Однако эти цифры не соответствуют растущим потребностям страны в грузовых и пассажирских перевозках. Чтобы решить эту проблему, «Украинская железная дорога» начала переговоры по вопросу о запуске совместных проектов вместе с китайской машиностроительной компанией Datun и американской компанией General Electric. Кроме того, в этом году «Украинская железная дорога» вступила в международную ассоциацию «Транскаспийский международный транспортный маршрут». В рамках китайского амбициозного проекта «Один пояс — один путь» новые мультимодальные пути соединят Центральную и Западную Азию, а также Ближний Восток и Европу, чтобы ведущая страна-поставщик могла быстрее и дешевле доставлять свои товары на европейский рынок. Чтобы извлечь выгоду из происходящего, «Украинская железная дорога» должна справиться с такими своими проблемами, как низкое качество обслуживания, высокие транзитные пошлины и повсеместная коррупция. Некоторые шаги в сторону прогресса уже были сделаны: компания изменила свой статус, став в 2015 году ОАО и начав коммерческие операции. Смена персонала тоже окажет существенное влияние на будущее этой компании: ранее в этом году председатель «Украинской железной дороги» Войцех Балчун (Wojciech Balczun) был уволен, а министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян настоял на смене старшего руководящего состава компании. Председатель правления Евгений Кравцов планирует внедрить новую систему управления компанией уже к февралю 2018 года. 5. Реконструкция главного черноморского порта Украины «Южный». В настоящее время Украина пытается создать новые торговые маршруты для экспорта, а для этого необходимо полностью использовать потенциал черноморских портов. Главная проблема украинских морских портов заключается в устаревших технологиях и неразвитой инфраструктуре. Но перемены уже начались. В 2015 году на порт «Южный» пришлось 47,4 метрических тонн грузооборота — это 33% от общего объема грузов на Украине. Этот порт можно расширять, увеличивая его пропускную способность, поскольку он расположен за пределами города. Он также является единственным портом на Украине, который способен принимать самые большие грузовые суда, и в настоящее время он сотрудничает с крупнейшими торговыми компаниями мира, в том числе, с компаниями из Китая, США и Африки. Через этот порт в основном проходит насыпной груз, такой как железная руда, уголь, зерно и металлы. В 2016 году китайская компания CHEC начала проводить работы по углублению дна в «Южном», который является одним из главных черноморских портов. Когда работы будут завершены в 2018 году, «Южный» сможет принимать грузовые суда с глубокой осадкой, и это принесет немалую выгоду Украине, которая является крупнейшим в мире экспортером подсолнечного масла и одним из крупнейших экспортеров зерна и сахара. Другие порты тоже привлекают внимание инвесторов. В бассейнах Черного и Азовского морей, а также в дельте Дуная расположены еще 12 портов, их совокупная грузоспособность составляет примерно 230 миллионов тонн в год, однако они довольно слабо развиты и нуждаются в инвестициях. 6. Украинские дороги стали главным приоритетом 2018 года. Главная украинская сеть автомобильных дорог соединяет все крупные города Украины, а также территории Украины и соседних государств. Общая протяженность международных автострад, проходящих через территорию Украины, составляет 8,6 тысяч километров. Однако чрезвычайно низкое качество украинских дорог является одной из причин, по которым они были названы самыми опасными в Европе. По словам министра инфраструктуры Омеляна, в течение пяти лет Украине нужно будет потратить 250 миллиардов гривен, чтобы полностью восстановить дорожную систему. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что в бюджете на 2018 год расходы на восстановление и ремонт дорог будут увеличены на 25%. Кроме того, украинская государственная компания «Укравтодор» подписала с китайской компанией Xinjiang Communications Construction Group контракты на ремонт двух автомагистралей. Обе эти магистрали имеют стратегическое значение: одна из них является частью транснационального коридора Gо Highway, а вторая соединяет два крупнейших города в стране — Киев и Харьков. Работы начнутся уже в начале 2018 года. Это не единственный украинский проект по восстановлению дорог, в котором принимают участие иностранные инвесторы, но работы еще очень много. Как говорят представители «Укравтодора», 95% украинских дорог не соответствуют требованиям нормативных документов. Одним из существенных недостатков новой стратегии является то, что в ней не были учтены интересы велосипедистов. Несмотря на распространившиеся в сети фотографии мэра Киева, добирающегося до работы на велосипеде, делать это очень опасно. Украина занимает первое место среди европейских стран по уровню смертности на дорогах, и 43% всех жертв — это пешеходы и велосипедисты. Вместе с ростом числа велосипедистов и служб, предоставляющих велосипеды в аренду, растут и печальные показатели смертности на дорогах. Украинской транспортной системе придется рано или поздно измениться. Ассоциация велосипедистов Киева совместно с общественными организациями из 12 других городов недавно отметила, что, в соответствии с условиями соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом, новая национальная транспортная политика должна коснуться всех видов транспорта, обеспечив их эффективность и безопасность, поэтому велосипедное движение должно стать одним из ее приоритетов.