Почему на Украине дорожают грузовые железнодорожные перевозки
Украинские промышленники готовятся к повышению тарифов на железнодорожные перевозки — расценки на услуги Украинской железной дороги (УЖД) поднимутся на 15%. Больше всех волнуются металлурги: в отрасли сложилась непростая ситуация, и рост цен на транспортировку грузов станет дополнительным ударом. Однако эксперты не склонны сочувствовать промышленникам, которые на протяжении многих лет перекладывают свои издержки на государство и не встают на сторону УЖД, руководство которой обвиняют в коррупции. RT разбирался, почему украинская железнодорожная компания оказалась в кризисе. На Украине скоро вступят в силу новые тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, в результате чего расценки повысятся на 15%. Об этом ранее сообщил и.о. главы государственной компании «Украинская железная дорога» (УЖД, ПАО «Укрзализниця») Евгений Кравцов. По его словам, приказ о повышении железнодорожных тарифов проходит регистрацию в Министерстве юстиции. «Надеюсь, что в ближайшие дни этот процесс завершится. Это формальности», — заявил Кравцов, выступая 25 октября по итогам заседания правительства. Отвечая на вопрос, каких видов грузов коснётся повышение тарифов, глава УЖД отметил, что индексация тарифов распространяется на все грузовые перевозки. Глава государственной компании «Украинская железная дорога» (ПАО «Укрзализниця») Евгений Кравцов © vgolos.com.ua В поисках компромисса Украинская промышленность находится сегодня в непростой ситуации. По данным Государственной службы статистики Украины, промышленное производство в стране в сентябре 2017 года снизилось на 0,3% по сравнению с показателями предыдущего года. В наиболее кризисном положении находится металлургия — например, выплавка чугуна снизилась на 18%, а производство стали — на 14%. Такие данные обнародовало отраслевое объединение «Укрметаллургпром». Представители отрасли говорят, что рост расценок на грузовые железнодорожные перевозки может только усугубить ситуацию. Reuters Однако руководство ПАО «Укрзализниця» активно лоббирует рост тарифов: изначально госкомпания настаивала на повышении расценок на 25% — такое требование было выдвинуто в начале 2017 года. Проект соответствующего приказа был уже подготовлен Министерством инфраструктуры Украины (МИУ), но в феврале инициатива была заблокирована Государственной регуляторной службой Украины (ГРСУ). Ведомство настояло на создании рабочей группы вместе с бизнесом и железнодорожниками для выработки компромиссного решения. В ходе переговоров руководство украинской компании согласилось повысить тарифы не более чем на 22,5%. Именно такой рост расценок был заложен в утверждённом кабмином в сентябре финансовом плане ПАО «Укрзализниця». Предполагалось, что новые тарифы вступят в силу с 1 октября, однако эта мера снова была заблокирована ГРСУ. «С 1 октября 2017 года повышение железнодорожных тарифов на грузоперевозки не состоится. Но мы его не отклоняем. Нужно найти ту цифру, которая будет не смертельна для бизнеса и реально освоена УЗ (ПАО «Укрзализниця». — RT) в текущем году»,— заявила глава Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина в ходе общественных слушаний. Глава государственной регуляторной службы Украины Ксения Ляпина © rian.com.ua Планы Украинской железной дороги возмутили бизнес-сообщество. В частности, с критикой этой инициативы выступила Европейская бизнес-ассоциация, представляющая интересы 900 украинских и европейских компаний. По мнению исполнительного директора ассоциации Галины Деревянко, резкий рост тарифов на железнодорожные перевозки ударит по ряду отраслей украинской экономики. Восстановить справедливость Столкнувшись с серьёзным сопротивлением, руководство УЖД в итоге согласилось ограничиться индексацией в 15%. В то же время предложение участников рынка по индексации расценок на 8,4% в компании назвали «необоснованным и неприемлемым». Заместитель министра инфраструктуры Украины в 2014—2015 годах Александр Кава считает, что в этой ситуации правы железнодорожники, а не бизнес-сообщество. «Бизнес, в первую очередь крупный, привык смотреть на ПАО «Укрзализниця» не как на бизнес–партнёра по перевозкам, а как на благотворительную организацию, которая должна дотировать перевозку их продукции, сбываемой по вполне рыночным ценам, — отметил Кава в интервью RT. — На Украине сегодня действует совершенно несправедливая тарифная система на перевозку грузов, поэтому повышение расценок даже на 25% было бы оправданным шагом». С точки зрения эксперта, сумма, которую недоплачивают грузоотправители, составляет около 40 млрд гривен (около $1,5 млрд) в год. «При этом сама «Укрзализниця» находится в очень тяжёлом положении — износ подвижного состава и локомотивов составляет от 90 до 95%. Повышение тарифов никак бы не отразилось на крупном бизнесе — просто он сократил бы немного свою прибыль. Несправедливо, когда государственное предприятие уничтожается ради коммерческих компаний, принадлежащих олигархам», — подчеркнул эксперт. Похожую точку зрения в интервью RT высказал директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. Эксперт напомнил, что сегодня на Украине сложилась непростая ситуация с бюджетом, и власти пытаются найти любую возможность для пополнения казны. «Следует отметить, что целый ряд крупных финансово-промышленных групп на протяжении десятилетий пользовался льготными тарифами на доставку своей продукции, поэтому их возмущение тоже объяснимо. Хотя в целом повышение тарифов экономически оправдано», — отметил Денисов. Тарифная лазейка Не добившись увеличения тарифов на 22—25%, железнодорожники могут всё же поднять нагрузку на бизнес за счёт повышения расценок за использование полувагонов (вагонов без крыши для перевозки грузов, не нуждающихся в защите от атмосферных осадков). Напомним, что итоговая цена транспортировки грузов по железной дороге складывается из инфраструктурной и вагонной составляющих. Вагонная часть, по сути, является арендной платой за эксплуатацию подвижного состава. «Украинские железные дороги» требуют перейти на свободную тарифную сетку за использование полувагонов. Ранее Министерство инфраструктуры Украины направило на утверждение Государственной регуляторной службы проект приказа «Об утверждении изменений к Сборнику тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги». Согласно документу, плата за использование полувагонов УЖД должна быть включена в перечень услуг, выполняемых компанией по договорным тарифам. Reuters Эта перспектива беспокоит украинских промышленников, которые считают, что отмена ограничений приведёт к неконтролируемому росту расценок. На это, в частности, указал в обращении к главе Государственной регуляторной службы президент Федерации металлургов Украины Сергей Беленький. «Есть все основания полагать, что принятие такого решения крайне негативно повлияет на состояние отечественной экономики, поскольку гарантированно приведёт к ничем не регулируемому росту общей стоимости грузовых перевозок для большинства отраслей промышленности, а также к значительному росту коррупционных рисков в системе ПАО «Укрзализниця», — цитирует письмо Беленького портал Uaprom.info Согласно подсчётам Федерации металлургов, если цены за использование полувагонов будут пущены в «свободное плавание», это может обернуться для бизнеса ростом издержек на сумму свыше 4 млрд гривен (около $150 млн) в год. В августе 2017 года ГРСУ не согласовало изменение правил тарификации. Регулятор, в частности, пояснил, что железнодорожники могут попытаться использовать тарифную лазейку для пополнения дефицита оборотных средств компании. Между тем украинские компании сталкиваются сегодня с серьёзным дефицитом государственных вагонов для грузоперевозок. Распределением вагонного парка между предприятиями занимается специальное подразделение УЖД — Центр транспортной логистики (ЦТЛ). На протяжении последних лет металлурги жалуются на дискриминацию со стороны центра. По мнению главы «Укрметаллургпрома» Александра Каленкова, ситуация с обеспечением горно-металлургической отрасли вагонами УЖД «стремительно ухудшается». Есть предприятия, потребности которых в государственных вагонах удовлетворяются только на 10%, а в целом по отрасли этот показатель колеблется в районе 18%. При этом ЦТЛ не скупится на вагоны для перевозок леса и стройматериалов. По мнению Каленкова, этот перекос наносит серьёзный ущерб металлургической отрасли. Правда, по мнению экспертов, металлургические компании напрасно жалуются, так как очень долго пользовались колоссальными льготами на провозку своих грузов. «Что касается аргументов металлургов, то они как раз всегда пользовались сумасшедшими льготами на грузовые перевозки, — пояснил Денисов. — Металлурги — это, в первую очередь, группы Ахметова, Пинчука, Коломойского. Они фактически за счёт своих лоббистских усилий добились того, что железная дорога возила их продукцию себе в убыток». Миллиарды потерь Впрочем, корень проблем Украинской железной дороги кроется не столько в низких тарифах, сколько в коррупции, считают эксперты. Как заявил в эфире телеканала «112 Украина» председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький, финансовые трудности ПАО «Укрзализниця» можно решить, снизив коррупцию в компании хотя бы наполовину. В этом случае, как пояснил он, «вообще не нужно никакого повышения тарифов». Напрямую в коррупции руководство УЖД обвинил акционер металлургической компании Ferrexpo Константин Жеваго, выступая на общественном обсуждении железнодорожных тарифов. «Мы покупаем вагон за $27 тыс. «Укрзализниця» в тот же период — за $30—32 тыс. Разница в $3 тыс. на вагоне, умножаем на 9 тыс. — получаем $27 млн разницы. У меня вопрос: в чей карман они легли?» — заявил Жеваго, комментируя сетования представителей ПАО «Укрзализныця» на нехватку средств. Напомним, что «Украинская железная дорога» планировали закупить в 2017 году около 9000 новых вагонов. По оценкам министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, ежегодные потери от коррупции в УЖД составляют как минимум 10—15 млрд гривен. Об этом глава ведомства написал 13 сентября. О том, что УЖД нуждается в реформировании, украинские чиновники говорят не первый год. Выполнить эту миссию должен был назначенный в 2016 году на пост главы компании польский предприниматель (и по совместительству рок-музыкант) Войцех Бальчун. Однако польский экспат не оправдал возложенных на него надежд и в августе 2017 года ушёл в отставку на фоне целой череды коррупционных скандалов в компании. «С точки зрения опасений и рисков, которые я принял во внимание при поездке на Украину, могу сказать, что наибольший успех в том, что я выжил и вернулся»,— заявил Бальчун, комментируя период, когда он возглавлял УЖД. По мнению Денисова, ущерб от коррупции для компании может даже превышать названные министром цифры. Украинская железная дорога начиная с 1990-х годов была одним из тех предприятий, с помощью которых представители власти получали незаконные доходы. В этом отношении совершенно ничего не изменилось — это сверхкоррумпированная структура. Коррупция — краеугольный камень проблем, даже приглашённый менеджер-поляк точно так же быстро встроился в коррупционную систему», — подвёл итог Денисов.