Войти в почту

Украинская культурная революция на фоне буксующих реформ

Одесса, Украина — Украинские политические реформаторы и борцы с коррупцией наверняка разочарованы. А вот художникам, музыкантам и кинематографистам в этой стране есть в чем черпать вдохновение. После революции Майдана в 2014 году и с началом войны на востоке Украина переживает стремительный культурный ренессанс, живо напоминающий бурные 1960-е годы в США и Западной Европе. Фильмы об Украине и войне снимают бешеными темпами, а новое поколение творческих работников бросает вызов сложившемуся положению вещей. Отгородившись от российских СМИ, Украина быстро открывает свое богатое культурное наследие, которое в советскую эпоху всячески утаивали. Как же насилие, кризис и потрясения становятся движущей силой искусства и культуры на Украине? Гротескные маски стимпанка Война с поддержанными Россией сепаратистами на востоке Украины продолжается со всей своей беспощадностью, и на этом фоне ужасные маски с брендом Bob Basset, изготовленные в художественной студии харьковчан Сергея и Олега Петровых, вполне соответствуют украинскому духу времени. Когда-то это был маргинальный продукт, но с началом войны бренд Bob Basset пережил головокружительный взлет, и теперь экспонаты этой студии выставляют в ведущих художественных галереях Украины. Маски лошади и единорога, а также рюкзаки в форме дракона зачастую фигурируют на показах главных модельеров страны. Маски из красной кожи с круглыми окулярами, напоминающие самодельные противогазы, которые надевали протестующие во время революции, показывали даже в музыкальных клипах западных артистов, таких как группа Slipknot и певица Аврил Лавин. «Их мир фантасмогорический и тревожный, но он очень похож на наш», — говорит директор киевской галереи Berezhnitsky Aesthetics Евгений Бережницкий, организовавший весной показ работ Bob Basset. Карточный домик «Изоляция» это промышленное художественное пространство на бывшем судоремонтном заводе в украинской столице Киеве, которое перенесло шрамы истерзанного войной Донбасса в самое сердце изолированного когда-то мира искусства Украины. Художественный коллектив из Донецка переехал в Киев летом 2014 года, когда сепаратисты захватили его помещения и уничтожили почти все работы. После переезда этот коллектив отражает проблемы самосознания, конфликта и перемещенных лиц — то есть, все то, что имеет важнейшее значение для воюющей страны, которая совершает эпохальный переход от Востока к Западу. Куратор этого пространства Екатерина Филюк с пренебрежением отзывается о старшем поколении украинских работников искусства, заявляя, что «они совершенно неуместны в сегодняшней Украине». Вместо них пространство продвигает молодых художников, таких как Сергей Захаров из Донецка, который создал рушащийся «Карточный домик» из больших игральных карт с изображениями лидеров сепаратистов. Путин там джокер. Эту инсталляцию недавно показали в Париже на выставке «Культура и конфликт: „Изоляция" в изгнании». Made in Ukraine Сегодня, когда в условиях войны с Россией произошел всплеск патриотизма, молодой поколение заново открывает для себя и всячески содействует продвижению неистового украинского самосознания. Культурную сцену преобразило движение Made in Ukraine, охватившее моду, ремесла и дизайн. В конце прошлого года в центре города открылся четырехэтажный элитный магазин «Все. Свои», где продают исключительно украинские модные бренды. Магазин создал достойную конкуренцию находящимся поблизости точкам Zara и Mango. Лучше всего на этой модной площадке продаются футболки с надписями типа «Путин … (матерное слово — прим. ред.)» и «Клуб покупателей-сепаратистов», но есть там и временные пункты продаж, а также бутики, рекламирующие местную моду. Патриотичные дизайнеры одежды также модернизировали традиционные вышиванки, приспособив их к современному миру, а славянские узоры постоянно демонстрируют на показах коллекций в западной Украине. Похожие движения существуют в сфере дизайна, музыки и даже еды, поскольку в стране растет спрос на органические продукты отечественного производства, такие как молоко, сыр, овощи и спиртные напитки. «Отсутствие русской культуры и национализм дали мощный толчок культуре Украины», — говорит Владислав Давидзон, работающий главным редактором англоязычного глянцевого журнала Odessa Review. Победа Джамалы в 2015 году на конкурсе «Евровидение», где она исполнила печальную поминальную песню о депортации крымских татар в годы Второй мировой войны, также подала стране мощный сигнал о том, что украинский патриотизм можно вполне успешно выводить на международную сцену. Украинская новая волна Стремление к исследованию украинских тем в искусстве и культуре наиболее заметно в бурно развивающейся киноиндустрии, которая после революции переживает пору расцвета. В стране, отучившей себя от российских фильмов и телешоу, которые в прошлом составляли основную часть телепрограмм, сегодня существует огромный спрос на продукцию местного производства. В украинском кино наблюдается ренессанс, толчок которому дает государственное финансирование и энергичное новое поколение кинематографистов. Заметное место среди этого нового поколения занимает 35-летний Роман Бондарчук, чей тонкий документальный фильм «Диксиленд», повествующий о детском джазовом оркестре из маленького украинского городка, получил высшую награду на прошедшем недавно Одесском международном кинофестивале. Его предыдущий фильм «Украинские шерифы» в прошлом году представляли от Украины на «Оскар». Между тем, сатирический украинский сериал «Слуга народа» о простом школьном учителе, ставшем президентом Украины, заслужил похвалы критиков во всем мире, и теперь его показывают на Netflix. Высокобюджетный литовско-франко-украинский фильм «Иней» о западных волонтерах, ведущих гуманитарную работу в зоне боевых действий на Украине, с культовой французской актрисой Ванессой Паради в главной роли показали в этом году на Каннском кинофестивале в секции «Двухнедельник режиссеров». Большая шумиха поднимается вокруг напряженного документального фильма «Киборги», повествующего о героической обороне донецкого аэропорта украинскими военнослужащими. В прокат этот фильм выйдет ближе к концу года. «Война высвободила колоссальную энергию, которая пошла в искусство и в кинематографию», — заявил Давидзон из Odessa Review, утверждающий, что украинское кино может стать «следующей новой волной» после Румынии. Заново открывая Тараса Шевченко До войны с Россией на украинскую культуру смотрели как на продолжение постсоветского культурного пространства. Украинцы считали русских писателей Пушкина и Чехова частью своей литературной традиции. Но сегодня их больше интересует новое открытие собственной высокой культуры, особенно работы поэта Тараса Шевченко, которого многие считают отцом современной украинской нации. Этот националист и украинский поэт XIX века, выросший на Украине, когда та входила в состав Российской империи, занимает особое место в современной культуре этой страны. Шевченко был выслан в Казахстан за свою сатирическую поэзию, обличавшую царизм, а умер он в Санкт-Петербурге в возрасте 47 лет — надломленный и без гроша в кармане. Сегодня считается, что он отдал свою жизнь за освобождение Украины от Российской империи. Память о нем объединила многих протестующих во время революции. Шевченко также вдохновляет отправляющихся на фронт солдат, которые защищают свою страну от российской агрессии. «Украинским военнослужащим, несущим службу на фронте, сегодня выдают миниатюрный экземпляр в камуфляжном переплете со сборником стихов „Кобзарь"», — рассказала владелица киевской галереи Triptych Мирослава Хартмонд. Сегодня, когда с грохотом падают вниз ленинские статуи, на Украине ставят памятники Шевченко. Молодая и независимая Украина превратила вызывавшего раздражение у царя Шевченко в национального поэта, поставив его во главе культурного ренессанса. Стихотворение, написанное на памятнике, воздвигнутом в его честь в одном из центральных киевских парков его имени, заканчивается следующими пророческими словами: Схороните и вставайте, Цепи разорвите, Злою вражескою кровью Волю окропите. Виджей Махешвари — писатель и предприниматель, живущий в Киеве. В 1990-х годах он шесть лет провел в Москве и был главным редактором русской версии Playboy.