Войти в почту

На вес пластины: резиденты особой экономической зоны выпустили датчики температуры для отечественного авиалайнера

13 сентября завершил работу Восточный экономический форум. В фокусе внимания — авиация. Для ее развития объединились наши компании. Свою разработку предложила Москва.

На вес пластины: резиденты особой экономической зоны выпустили датчики температуры для отечественного авиалайнера
© Вечерняя Москва

Россия стоит на пороге возрождения отечественной гражданской авиации. Власти и перевозчики связывают главные надежды со второй версией ближнемагистрального лайнера Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Его спроектировали в ОКБ имени Яковлева и выпустили на предприятии Объединенной авиастроительной корпорации в Комсомольске-на-Амуре.

Узкофюзеляжный ближнемагистральный самолет с дальностью полета 4,5 тысячи километров сможет перевозить от 87 до 108 пассажиров в зависимости от конфигурации сидений. За его комплектацию отвечают отечественные компании. В списке — резидент особой экономической зоны «Технополис «Москва» компания «Термико».

В компании производят маленькую, но очень важную деталь. Без нее невозможен ни один полет. Речь идет о высокоточных датчиках температуры. В основе — тончайшая платиновая проволока толщиной в два-три раза меньше человеческого волоса. В компании — резиденте особой экономической зоны сборщицы ценятся на вес золота. Точнее, платины, с которой они постоянно работают.

— Компания «Термико» поставила 740 высокоточных платиновых датчиков температуры. Это универсальная разработка, которую можно использовать для любых типов самолетов, ракет и другой техники в соответствии с заявленными техническими характеристиками. Работу датчиков обеспечивает платиновый термочувствительный измерительный элемент.

В компании его делают по собственному техпроцессу, используя исключительно отечественную платиновую проволоку, — рассказал руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Владислав Овчинский.

Основная сложность разработки и производства подобных средств измерения заключается в необходимости обеспечения одновременно максимальной надежности, высокой точности, стабильности и достоверности результатов измерений. Этим критериям отвечают характеристики пластины.

— В рамках работ на отечественные аналоги заместили около 40 систем и агрегатов самолета. Одним из участников программы стал резидент ОЭЗ «Технополис «Москва».

Компания на протяжении 30 лет проводила разработку, испытания и отладку технологии серийного выпуска этих элементов, — добавил в свою очередь генеральный директор особой экономической зоны Геннадий Дегтев.

За плечами компании — огромный опыт. Начинали более 30 лет назад, занимаясь созданием эталонных средств измерения температуры и выпуском рабочих термометров. Генеральный директор Александр Семенов поясняет: у коллектива накоплен большой опыт в производстве изделий для практической термометрии, в метрологическом обеспечении температурных и теплофизических измерений. Компания успешно выполняет значительный объем заказов крупных промышленников и предприятий энергетического комплекса.

— Наши датчики применяются не только в авиации. Востребованы они в нефтехимической, газовой отраслях, в пищевом производстве, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Среди последних разработок — измерительные приборы для снегоходов, аэролодок, других транспортных средств. Они проследят за тем, чтобы те не перегрелись, — рассказал о достижениях Александр Семенов. — На сегодня в нашей базе свыше двух тысяч заказчиков.

Из списка из-за санкций за полтора года исчезли зарубежные компании из недружественных стран. Наши датчики послужат на благо отечественному авиапрому.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Сдача первого SJ-100 запланирована в конце 2023 года. Помимо выпуска новой версии суперджета, в планах — наладить серийное производство полностью российской модели пассажирского самолета Ty-214. Стандартный самолет в одноклассной компоновке рассчитан на перевозку 212 пассажиров, при этом дальность полета авиалайнера составит 4798 километров. Кроме того, в данный момент ведется разработка среднемагистрального пассажирского самолета MC-21, призванного заменить Аэробус A 320 и Боинг 737.

ВАЖНО

В конце августа российский пассажирский самолет, построенный полностью из отечественных комплектующих, завершил свой первый испытательный полет. Эксперты утверждают, что на мировом рынке эта машина составит конкуренцию бразильскому узкофюзеляжному ближне- и среднемагистральному самолету Embraer E-Jet Е190.

По словам представителей компании, во время испытательного полета, длившегося 54 минуты, «Сухой Суперджет-100» поднялся на высоту три тысячи метров и развил скорость 344 километра в час. Пресс-служба Министерства промышленности и торговли РФ сообщила, что в рамках испытаний были подтверждены стабильная работа всех систем, управляемость и устойчивость самолета в воздухе. Практический потолок воздушного судна — свыше 12 тысяч метров, максимальная скорость — 870 километров в час или 0,7 Маха, крейсерская скорость — 835 километров в час.

В новой модификации самолета российскими аналогами удалось заменить более 40 компонентов и систем импортного производства, в том числе фюзеляж, бортовую электронику, систему управления полетом, вспомогательную силовую установку, оборудование электропитания, кондиционирования.

ЦИТАТА

Михаил Мишустин, председатель правительства РФ:

Первый полет импортозамещенного самолета SJ-100 стал важнейшим событием. При этом все узлы и компоненты воздушного судна полностью произведены в России, поэтому не зависят от зарубежных поставок в эксплуатации и обслуживании. Это результат слаженных действий конструкторов, инженеров, рабочих, конечно, летчиков-испытателей. Все они воплотили передовые идеи и разработки в жизнь. При этом федеральное правительство продолжает принимать решения по поддержке российского авиастроения.