На Севморпуть готовятся выйти тяжелые ледоколы и бывалые казнокрады
Для развития Северного морского пути России не хватает ледоколов. Заявление главы Минвостокразвития Алексея Чекункова прозвучало неожиданно, хотя в конце прошлого года ту же проблему поднимали запмред Совбеза Дмитрий Медведев и представители «Росатома».
Чекунков напомнил о флагманах арктического флота в преддверии Восточного экономического форума (ВЭФ). В текущем году Севморпутём намечено перевезти примерно такой же объем грузов, как в 2022-м, – 34 млн тонн, сообщил министр. В то же время в 2024-м планируется нарастить транзит более чем вдвое – до 80 млн тонн, а к 2031-му – до 200 миллионов. Для достижения прорывных показателей пока не хватает ледоколов, причем не только в нашей стране. «...Наибольшую озабоченность вызывает как раз доступность в достаточном количестве флота ледового класса. Просто в мире пока в том объеме, который необходим, чтобы 200 млн т перевозить уже через семь-восемь лет, его нет. А цикл производства большого танкера ледового класса – это не месяцы, а годы», – заявил Чекунков. Одна из ключевых проблем, по его словам, недостаток производственных мощностей, в частности – верфей. Есть сомнения в наличии нужного числа специалистов. Впрочем, кадровый вопрос, отмечает министр, «это, наверное, как раз та тема, где интересно разговаривать с нашими крупнейшими партнерами на предмет кооперации». В качестве потенциальных соинвесторов чиновник назвал Индию и Китай.
В июне 2023-го по результатам стратегической сессии, посвященной развитию СМП, было объявлено о создании единого инфраструктурного комплекса. Запланировано строительство более 50 ледоколов и судов ледового класса, портов и терминалов, аварийно-спасательных центров, а также формирование орбитальной группировки спутников. Размер инвестиций должен составить около 2 трлн рублей в течение ближайших 13 лет, из которых 600 млрд будут предусмотрены в федеральном бюджете.
Военно-морской эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин уверен, что программа развития ледокольного флота, которая реализуется в России в настоящее время, позволяет решить задачи освоения СМП.
– Не стоит забывать, что наша страна остается единственной в мире, обладающей атомным ледокольным флотом. И не только атомным, конечно. Скажем, у США всего пара ледоколов. Некоторое время назад американцы собирались запустить программу строительства новых, но пока о ней ничего не слышно. У нас же строятся не только тяжелые ледоколы, но и суда ледового класса, способные ходить по Северному морскому пути.
«СП»: Он активно осваивается?
– Маршрут постоянно используется для перевозки сжиженного газа и не только, причем ежегодно грузооборот растет на миллионы тонн. У нас же сейчас строятся ледоколы проекта 22220, часть из них уже спущена на воду и введена в строй: «Арктика», «Сибирь», «Урал». «Чукотка», «Якутия» в процессе постройки. А главное –ледокол супертяжелого класса, преодолевающий лёд толщиной до четырех метров. Это проект «Лидер», он реализуется на верфи «Звезда», там же строятся танкеры для нашего сжиженного газа.
С постройкой таких ледоколов водоизмещением 70 тысяч тонн проблема будет в значительной степени решена. К тому же пока еще работают «старички»: «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач». Есть корабли, у которых технические возможности позволяют заходить в устье рек и колоть лед. Полагаю, несмотря на санкции, часть строящихся ледоколов в ближайшие годы выйдет на трассу. Еще несколько лет – и этот маршрут, на который точат зубы США и их союзники, будет эффективно работать. Причем с нашей проводкой им заинтересуются и другие страны – в частности, Китай, который тоже имеет виды на Северный морской путь и разработал свою программу строительства ледоколов.
«СП»: Министр Чекунков назвал в числе потенциальных партнеров по развитию СМП Индию и Китай.
– Этот путь куда более выгодный, нежели через Африку. К тому же недавние события показали уязвимость Суэцкого канала, когда там случился большой затор из-за того, что один танкер развернулся поперек маршрута. Тем более, что на Ближнем Востоке неспокойно и в военно-политическом отношении. А на СМП при проводке мощными ледоколами есть возможность уменьшить дорогу на несколько тысяч километров и быстрее доставить грузы, сэкономить деньги. Конечно, Индию и Китай привлекает экономическая эффективность. Плюс здесь есть элементы геополитики.
По словам главного политического советника председателя ЦК КПРФ Вячеслава Тетёкина, в свое время работавшего в арктическом регионе, проблема не в количестве судов для проводки морских транспортов.
– У нас и без того самый многочисленный ледокольный флот в мире. Для систематического функционирования СМП, возможно, их и недостаточно. Другое дело – есть ли достаточный объем грузов для перевозки в сопровождении ледоколов. Это большой вопрос. Сейчас СМП пытаются превратить в конкурента Суэцкому каналу – ведь речь идет о транзите товаров из Европы в Азию и обратно. На мой взгляд, здесь есть два момента: во-первых, в ближайшее время никто через этот путь отправлять сопоставимый объем товаров и тем самым поддерживать российский бюджет не будет, поскольку транзит стоит немалых денег. Во-вторых, следует руководствоваться собственными интересами, целесообразностью для нашей экономики. Пока там идет перевозка СПГ, для этого, конечно, требуются ледоколы, но не в таком объеме. Конечно, развивать проект нужно, однако делать это следует с учетом объемов грузов, которые судам предстоит перевозить.
«СП»: Не получится так, что, пока мы построим запланированные в правительственной программе ледоколы, значительная часть арктического льда растает?
– Процесс таяния, конечно, идет, но он носит затяжной характер. Иногда потепление даже сменяется похолоданием – это довольно длинный климатический цикл.
Меня здесь тревожит, будут ли использоваться должным образом вложенные в строительство ледоколов гигантские средства. Один печально известный деятель назвал три вида коррупции в России: взятки чиновникам, расхищение средств в ходе реализации крупных проектов и создание специальных проектов для разворовывания.
Не хочу сказать, что здесь мы имеем дело с третьим видом. Скорее всего, будет иметь место второй вид. Но опасность расхищения ресурсов при строительстве ледоколов существует, потому как деньги выделяются немалые, а реализация проектов часто вызывает вопросы.