На Камчатке перестают использовать самолеты L-410 из-за невозможности заменить изношенные узлы

Камчатка отказалась от использования самолетов L-410. Они применялись для полетов в труднодоступные и малонаселенные районы. Маршруты выполняла местная авиакомпания «Аврора», пишет РБК, и с 1 сентября была вынуждена их эксплуатацию прекратить. Причина — в исчерпании ресурса узлов и агрегатов самолетов. Есть ли альтернатива?

На Камчатке перестают использовать самолеты L-410 из-за невозможности заменить изношенные узлы
© BFM.RU

L-410 — по-своему уникальный самолет, потому что многие годы использовался как единственный в своем классе, когда нужно было перевезти небольшую группу людей в труднодоступные районы, куда не проложено нормальных дорог. К слову, Камчатка — это уже второй регион, отказавшийся от этого самолета, первой была Республика Коми, так же из-за санкций и дефицита запчастей. На Камчатке L-410 эксплуатировала авиакомпания «Аврора». Это легкий двухмоторный самолет, рассчитан на 19 пассажиров, был идеальным вариантом по соотношению надежность — эргономичность, говорит главред газеты «Камчатское время» Евгений Сиваев:

Евгений Сиваев главред газеты «Камчатское время» «По моим данным, на Камчатке три самолета L-410, их покупали порядка 10 лет назад. Самолеты хорошие, они довольно экономичные и хорошо себя показали именно на северах. То есть они летают в Корякию в основном. Заменить можно на вертолеты либо на Як-40, просто L-410 более новая модель, скажем так, просто дешевле перелеты по ним, где-то в полтора раза дешевле, чем на вертолете. Поэтому, конечно, это удар по местному бюджету, который и так весь субсидируемый. Сейчас у нас наплыв туризма на полуострове, туристов много, поэтому задействованы практически все вертолеты, и даже местного парка не хватает. Насколько я знаю, здесь работают и компании вертолетные с материка, возможно, их будут подключать».

Сегодня в России остается семь эксплуатантов L-410 — «Сибирская легкая авиация», «Хабаровские авиалинии», 2-й Архангельский объединенный авиаотряд, «Полярные авиалинии», «Газпром авиа», «Аэросервис» и «Красавиа». Всего 28 самолетов. L-410 — чешского производства, делали его по заказу для Советского Союза. Самолет производился в Екатеринбурге, локализация запчастей росла, однако санкции его все-таки добили. Прямой альтернативы ему пока нет — Ан-24 и Як-40 — не подходят, а «Байкал» и «Ладога» еще не выпускаются серийно, говорит авиаэксперт, главред портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья Шатилин авиаэксперт, главред портала FrequentFlyers.ru «Заменить L-410 на Ан-24 или Як-40 нереально, потому что это самолеты другого класса и гораздо большей вместимости, то есть Ан-24 — это машины до 50 кресел, Як-40 — тоже 30+. L-410 — это самолет на 19 кресел, и гонять более вместительный самолет вместо него — это нецелесообразно, убыточно и так далее. В целом нужно ждать, конечно, «Байкалов», «Ладог». «Байкал» — это самолет на девять кресел, а «Ладога» — это самолет на 44 кресла. Это не прямая замена L-410. «Байкал» — это машина для замены Ан-2, скорее. Что касается «Ладоги», тоже это замена Ан-24. Прямо вот так взять и даже имя заменить для L-410 не получится, поэтому что делать — вопрос, наверное, очень затруднительный, на самом деле».

В теории Россия могла бы приобрести у чешского завода Aircraft Industries права на производство L-410, тем более что основное производство находится внутри России. Однако на практике это будет означать автоматическое попадание под санкции. И вряд ли на это сейчас пойдут, считает руководитель практики «Правовое сопровождение внешнеэкономической деятельности» коллегии адвокатов «Регионсервис» Мария Любимова:

Мария Любимова руководитель практики «Правовое сопровождение внешнеэкономической деятельности» коллегии адвокатов «Регионсервис» «В текущих условиях это представляется маловероятным, потому что авиационная отрасль в целом находится под довольно серьезным санкционным давлением, в том числе запрещена поставка комплектующих, оборудования, сервисного обслуживания и так далее. И как будет расценена такая сделка и такие шаги наших иностранных партнеров с точки зрения регулирующих органов ЕС — это большой вопрос. Любые подобные шаги сейчас с большим трудом делаются иностранными коллегами, потому что риск попасть под санкции сейчас для них большей частью является ключевым при совершении сделок, поэтому, я думаю, в текущей ситуации, в обозримом будущем это маловероятно».

Пока, за неимением альтернатив, маршруты, которые выполнял L-410, отдадут вертолетам, говорят собеседники Business FM. Хотя это тоже не идеальный вариант — топлива тратится больше, людей перевозится меньше. Да и некоторые расстояния вертолеты покрыть не в состоянии. Скорее всего, перевозчикам потребуются субсидии, чтобы вертолеты могли заменить L-410 хотя бы частично.