Есть ли судьба у памятников: В центре визуальной культуры Béton открылась выставка "Помним! Навсегда?"
Борьба за культурное наследие подчас становится особенно острой в важные для государств исторические периоды. И, наверное, памятник как сооружение, сохраняющее память о значимых для страны или всего человечества событиях, чаще всего становится жертвой сиюминутных порывов политических лидеров или народных масс. Открывшаяся 20 июня в Центре визуальной культуры Béton выставка "Помним! Навсегда?" посвящена непростой судьбе памятников, парадоксально сочетающих в себе монументальность и хрупкость артефактов двух главных эпох нашей страны - имперской и советской.
Знакомство с выставкой начинается с названия и вполне резонного удивления нестандартному размещению акцентов - эффект достигается благодаря смелой расстановке знаков препинания. При разговоре о памятниках ждешь патетического восклицания "Помним? Навсегда!", но никак не встревоженно-вопросительного "Помним! Навсегда?".
Тон подспудного, с трудом поддающегося рефлексии беспокойства сохраняется на протяжении всего знакомства с экспозицией - от первого кадра до последней скульптуры. Именно сочетание фотографии и пластики - довольно далеких друг от друга форм искусства - становится основным центром напряжения экспозиции. Диалог фотографий и скульптурных работ русско-американского художника Гриши Брускина, выполненных в эстетике советского агитационного искусства, рождают неожиданные ассоциации, выводят размышления о сущности памятника как исторического артефакта на качественно новый уровень.
Именно сочетание фотографии и пластики - довольно далеких друг от друга форм искусства - становится основным центром напряжения экспозиции. Фото: Вячеслав Немиров / РГ
Однако все же основу экспозиции составляют фотографии таких мастеров фотографии прошлого и позапрошлого веков, как Пьер Амбруаз Ришбур, Карл Булла, Николай Кулешов, Леонид Лазарев, Сергей Шиманский. Подборка черно-белых кадров выступает своеобразным учебником истории государства сквозь призму важнейших для страны монументов.
Знаменитый памятник "Тысячелетие России", установленный в Великом Новгороде, скульптурные изображения могущественных самодержцев, уцелевшие и снесенные в годы советской власти, - медленно, но верно на смену этим символам самодержавия приходят новые герои, а значит, и новые памятники. Через историю отечественной монументальной скульптуры организаторы выставки "Помним! Навсегда?" рассказывают о жизни России, о периодах радикальных перемен идеологий, даже больше - цивилизационных парадигм. Стройному реализму монументальной скульптуры Александра III находится альтернатива в виде агитационных поездов, а ряды физкультурников шагают вдоль напоминающего вавилонский зиккурат мавзолея, откуда рукой подать до первого памятника столицы - величественных фигур освободителей Москвы Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Но не виды известных каждому скульптурных композиций особенно впечатляют, шедевр Веры Мухиной "Рабочий и колхозница" видел каждый. Если не вживую, то на заставке "Мосфильма". Гораздо трогательнее и правдивее, особенно на контрасте с официозом "больших государственных памятников" - истории небольших монументов. И таких сюжетов на выставке "Помним! Навсегда?" достаточно: вот в Павловске, освобожденном в 1944 году, музейные работники устанавливают на свои места закопанные на время прихода фашистских захватчиков скульптуры - и, если приглядеться, видно, что среди устанавливающих ни одного мужчины. От таких малозаметных подробностей - мурашки по коже.
Можно сказать, что в основном экспозиция выдерживает хронологический принцип повествования - от снимков, сделанных в середине XIX века, к работам недавнего прошлого, однако это правило соблюдается не слишком строго. Зачастую для кураторов выставки, по всей видимости, важнее было передать ощущение изменчивости, податливости памятника при его попадании в изменившийся временной контекст.
Остро это чувствуется на примере изображений уже упомянутой скульптурной композиции "Рабочий и колхозница". Серия из трех фотографий памятника представлена каноническим, можно даже сказать соцреалистическим, идеально выстроенным кадром, к которому просто невозможно придраться, - это работа Наума Грановского 1940 года. Обрамляют же эту по всем правилам выполненную фотографию произведения Сергея Борисова из 90-ых: почти юмористическая зарисовка с юным акробатом, взобравшимся на постамент памятника, и супрематическая композиция из профиля стального рабочего и автокрана.
Серия из трех фотографий памятника представлена каноническим, можно даже сказать соцреалистическим, идеально выстроенным кадром, к которому просто невозможно придраться, - это работа Наума Грановского 1940 года. Фото: Вячеслав Немиров / РГ
Серия меланхоличных кадров Игоря Мухина, независимого фотографа и автора циклов "Советские монументы", "Советская скамейка" и "Советские детские площадки" завершают экспозицию. Эти фотографии полны печали по минувшим годам - символы советской эпохи в декорациях русской глубинки образца середины 90-ых годов напоминают артефакты далекой Атлантиды, неизвестно как очутившиеся посреди бескрайних русских просторов.
Финальная минорная нота выставки не дает выдохнуть, даже когда покидаешь просторное, выполненное, под стать названию, в серых тонах пространство центра визуальной культуры Béton и выходишь на Якиманскую набережную, по которой гуляют, кажется, никогда не унывающие москвичи. Тут же возвышается и циклопическая фигура бронзового Петра Первого.
Экспозиция не учит бережному отношению к памятникам, но показывает, насколько хрупки эти кажущиеся несокрушимыми элементы нашей культуры, насколько они все, от крохотных до гигантских, важны для сохранения памяти о прошлом - а значит, и для построения счастливого будущего.