Лайнер поливал улицу керосином: почти 50 лет назад Новгород пережил авиакатастрофу, которую скрывали власти
Последний полет В день крушения самолет Як-40 с бортовым номером 87458 летел из Сыктывкара в Ригу – с промежуточными посадками в Вологде и Новгороде. Лайнер принадлежал Латвийскому управлению гражданской авиации. Погода 22 октября была нелетная, из-за чего капитан Борис Сизов принял решение приземлиться на запасном аэродроме Смольное в Ленинграде. В это время на борту находились четыре члена экипажа и 19 пассажиров. 17 из них не стали ждать повторной посадки на борт и решили добраться до Риги другими рейсами. Так на злосчастном Як-40 осталась только команда и два пассажира – командировочный инженер и рядовой Советской Армии. Приземлиться живыми после взлета из Ленинграда им было не суждено. Как падал Як-40 В Новгород самолет должен был прибыть в аэропорт на Юрьевском шоссе – совсем недалеко от южного выезда из города. Диспетчер передал экипажу благоприятный прогноз погоды, борт пошел на посадку. Несмотря на то что, по передачам, в городе было ясно, пилоты при понижении «врезались» в плотный, густой туман. Из-за отсутствия видимости на подлете к посадочной полосе лайнер отклонился от линии посадочного курса на 340 метров и летел на скорости 200–240 км/ч. Впоследствии стойками шасси и правым крылом он снес крышу типографии на проспекте Карла Маркса в центре города. Улицу самолет перелетел, поливая проезжую часть с машинами керосином. В 16:35 борт врезался в жилой дом. В результате авиакатастрофы погибли 11 человек. Это: два пассажира; четыре члена экипажа Як-40; четыре человека в доме, включая семилетнего ребенка, а также женщина, скончавшаяся от ожогов три дня спустя; Як-49 после аварии был уничтожен. В жилом доме вспыхнул пожар, который сразу перекинулся на находившиеся рядом деревья и автомобиль. Девять человек с ожогами, переломами и сотрясениями госпитализировали. Как Новгород жил в день крушения «Трупы пострадавших были очень сильно обожжены. Одного мужчину раздавило отвалившимся хвостом самолета. Меньше всех изувечило мальчика, которого прикрыла своим телом его родственница», – рассказывал «Новгородским ведомостям» в 1998 году работавший в то время старшим следователем прокуратуры Hовгородской области Владимир Агафонов. Новгородец Владимир Шахов в 1975 году жил неподалеку от места трагедии – в 13-м доме по проспекту Карла Маркса. «Вдруг услышал сильный грохот на улице, выскочил на балкон, но ничего не увидел из-за сплошного тумана. На улице кто-то кричал: «Упал самолет, упал самолет». Выскочил и увидел страшное зарево пожара. На проезжей части улицы, в сторону кинотеатра, лежал корпус самолета, уткнувшись в здание дома. Было жутко смотреть, на тротуаре отдельно лежало крыло от лайнера. Близко подойти было невозможно – очень жарко, да и страшно, вдруг будет взрыв. Никого рядом не было», – описывает первые минуты после крушения Шахов. К месту трагедии оперативно приехали пожарные, военные, скорая помощь и сотрудники КГБ. Территорию вокруг дома почти сразу оцепили. «На другое утро тумана почти не было, мы разбили участок катастрофы по секторам и приступили к поискам «черного ящика». Ближе к полудню смотрю – сквозь оцепление проходит большая группа людей в форме гражданской авиации. А тут как раз и «черный ящик» нашли. «Чины» стали требовать его на экспертизу, я же не отдавал, пока не будут соблюдены все формальности в процедуре осмотра. Повздорили немного, но, делать нечего, пришлось им подождать», – говорит Владимир Агафонов. Работы по ликвидации завалов продолжались несколько дней. Все документы, материалы допросов, вещественные доказательства новгородские следователи передали в транспортную прокуратуру Ленинграда. «И, кажется, до суда дело так и не дошло, потому что виновники трагедии погибли. А наземные службы, вероятнее всего, отделались выговорами», – вспоминал Агафонов. Советские газеты и радио о крушении не сказали ни слова. О случившемся жители СССР узнавали от «вражеских голосов» – иностранных радиостанций, которые можно было поймать в Союзе. Причины крушения «Основная причина летного происшествия – преждевременное снижение самолета экипажем в тумане в нарушение установленной схемы захода и своего минимума. Сопутствующие причины – нарушения в управлении воздушным движением со стороны руководителя полетов и диспетчера КДП, а также наличие недостатков в метеообеспечении полетов», – сделала выводы комиссия по расследованию крушения Як-40 в Новгороде. Отмечалось, что экипаж лайнера связался с диспетчером в 16:41. Тот передал сведения о погоде: ясно, ветер слабый, атмосферное давление высокое. Но этот прогноз, как пришли к выводу позже, был сделан за 52 минуты до установления связи с Як-40. Руководитель полетов снял наблюдателя с ближнего приводного радиомаяка за 40 минут до крушения. Так на борт была передана погода часовой давности – к тому моменту над Новгородом стоял густой туман, о котором экипаж ничего не знал. При этом комиссия выяснила, что диспетчер КДП устранился от активного руководства движением самолета, а также не потребовал от экипажа выполнения захода на посадку по установленной схеме. Последствия катастрофы «На следующее утро нас собрали в актовый зал на работе и секретарь партийной организации строго предупредил, чтобы не писали в письмах родственникам и знакомым, живущим в других городах», – вспоминает новгородка Татьяна Котукова. После катастрофы жилой дом № 3 на проспекте Карла Маркса был реконструирован в административное здание, где и по сей день располагаются многие государственные конторы. В 1976 году, после крушения Як-40, власти приняли решение перенести гражданский аэропорт на военный аэродром Кречевицы, чтобы самолеты больше не летали над Новгородом. Однако начавшееся строительство остановили в 1987 году из-за недостатка финансирования. Гражданского аэропорта в Новгородской области нет до сих пор. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева