Как отливают колокола по старинным технологиям на заводе в российском Тутаеве?
Традициям изготовления колоколов в России больше четырех веков, но почти все они забыты, только один завод в Ярославской области отливает их по старинным технологиям. Это фабрика Николая Шувалова в Тутаеве. Колокола их производства звучат и в соборах Московского Кремля. Некоторые секреты раскрыли корреспонденту «МИР 24» Елене Ширяевой.
Ради этого звона жители ярославского города Тутаева выходят на улицу. Верят –местный колокольный звон лечит. Звонарь Владимир Дегтярев чувствует, как во время игры, самочувствие улучшается.
«Правда, что исцеляет, и были царские указы – звонить в колокола во время эпидемии. Колокол должен быть благозвучным. Видите поет!» – говорит ударяя в колокол старший звонарь Ярославской епархии Владимир Дегтярев.
Колокола отлили на заводе Николая Шувалова. Строитель по образованию, предки которого были литейщиками и оружейниками, приехал в Тутаев в 80-х. Тогда-то его и попросили пробовать изготовить колокола для Воскресенского собора – главного храма города.
«Попробовали, но к сожалению, то внешний вид не получается, то звук пропадает. Мучались несколько лет. Потом решили по старинным технологиям. А как это, непонятно... По библиотекам, по архивам, по монастырям по крупицам собирали», – вспоминает директор колокольного завода «Италмас» Николай Шувалов.
Ярославская область много сотен лет славилась колокольными традициями. Но, от наследия старых мастеров остался лишь звук в музее.
А эти «расстрелянные» и разбитые колокола больше не зазвучат. Их, как символы дореволюционной России, уничтожали в 20-30 годы. Тогда и исчезли секреты их производства.
«Дело в том, что до революции колокольные заводы были частными и каждый мастер хранил свои секреты. Не было публичных школ, учебников. А когда в 30-е годы был закрыт последний колокольный завод, то 60 лет колокола не изготавливались и все секреты были забыты», – объясняет экскурсовод музея колокололитейного искусства Александр Михайлов.
На современных заводах формы для колоколов делают из гипса, это позволяет их штамповать. На фабрике же Шувалова изготавливают, как это было раньше, из глины. Затратнее, зато качество лучше. Еще в смесь добавляют коровью шерсть и конский навоз.
«Следующий этап – это формирование формы для фальшь-колокола. Мне доверили попробовать. Для этого берем смесь из песка и глины, наносим сверху, хорошо промазываем, убираем все лишнее», – рассказывает корреспондент «МИР 24».
Затем плавят бронзу, размешивают, потом кипящий металл заливают в формы. Чтобы сделать правильный профиль, мастера обмеряли сохранившиеся старинные колокола. Изучали и пропорции меди и олова. Какие они – держат в секрете.
«Меньше олова положите, он будет как кастрюля, больше положите – он рухнет. И этот процент надо ловить, чтобы было звучание», – пояснил начальник литейного цеха Олег Яковенко.
Когда колокол готов, его украшают по традиции – ликами святых. Чаще всего художнику Василию Константинову заказывают Николая Чудотворца. Иконы делают из пластилина, потом отливают в воске.
«Форма застыла и сейчас мы ее откроем. После этого слепок будет клеиться на колокол», – показывает художник-оформитель Василий Константинов.
Эти колокола не отличаются по звуку от старинных. Поэтому они звучат везде, где есть православные храмы – в Европе, странах СНГ, и по всему Золотому кольцу России.
Вот в Московском Кремле на колокольне Ивана Великого – два колокола из Тутаева.
«Испытываешь гордость, это же мы делали! Приятно и крылья сразу вырастают!» – улыбается Николай Шувалов.