Гражданская авиация мечется между украинским Ан-140 и русской "Ладогой"
Самарский завод «Авиакор» готов возобновить выпуск самолетов Ан-140, который был приостановлен в 2015 году в связи с отказом от сотрудничества украинских предприятий, но только при условии импортозамещения комплектующих. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на годовой отчет предприятия.
«С учетом отказа украинских предприятий от сотрудничества программа строительства самолетов Ан-140 в настоящее время остановлена. Но предприятие готово выполнять техническое обслуживание и ремонт данного типа ВС для поддержания его эксплуатации. В случае реализации программы импортозамещения комплектующих изделий и систем самолета Ан-140 предприятие готово возобновить выпуск данных самолетов», — говорится в отчете.
После остановки выпуска Ан-140 «Авиакор» участвовал в проекте строительства турбовинтового регионального самолета ТВРС-44 «Ладога», а также занимался изготовлением компонентов для самолетов SSJ-100 и МС-21.
Еще в июне 2022 года губернатор Самарской области Дмитрий Азаров на Петербургском экономическом форуме говорил о том, что на заводе хотят заниматься не только ремонтом и комплектующими, поэтому идут обсуждения того, как возобновить производство самолетов на «Авиакоре». Он добавил, что будущее завода во многом зависит от правильного взаимодействия с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА).
«Мы понимаем, какие самолеты, но говорить об этом рано. Это процесс не быстрый. Я надеюсь, что нам многое удастся сделать для возрождения в полной мере выпуска самолетов на самарской земле», — сказал он тогда.
Ан-140 — турбовинтовой региональный грузопассажирский самолет, разработанный ГП «Антонов». Он предназначен для пассажирских (52 пассажира) и грузопассажирских перевозок на расстояние до 3,7 тыс. км и был создан для замены пассажирских самолетов Ан-24 и Як-40 и грузовых Ан-26, Ан-30 и Ан-32. Первый полет Ан-140 российской сборки состоялся в августе 2005 года, но 2015 году руководство предприятия объявило о приостановке программы выпуска Ан-140 из-за прекращения поставок с Украины.
В то же время, с 2018 году в России компанией УЗГА ведется разработка собственного самолета того же класса ТВРС-44 «Ладога». Он предназначен для замены парка региональных самолетов вместимостью 30 — 50 мест типа Ан-24, Ан-26, Ан-140 и Як-40 и может эксплуатироваться на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткой взлетно-посадочной полосой.
Как рассказал «СП» авиационный эксперт, главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров, именно этот самолет целесообразно доводить до ума и выпускать в серийное производство, а не возвращаться к АН-140, что чревато многочисленными трудностями. Кроме того, в качестве одной из производственных площадок «Ладоги» СМИ называли как раз «Авиакор», хотя, по словам Гусарова, все еще может измениться. Возможно, на этом фоне разговоры об Ан-140 – это попытка напомнить о себе, а не действительно вернуться к его производству, что маловероятно.
- Если отвечать кратко – этот самолет нам не нужен и производить его сейчас нереально. Если подробнее, Ан-140 - это самолет постсоветской разработки украинского КБ «Антонов», который выпускался на «Авиакоре» по лицензии. Многие комплектующие поступали с Украины, в том числе и двигатель, который выпускался в Запорожье. Ничего этого сейчас нет. Какие-то комплектующие можно, потратив много денег и времени, заменить, испытать и сертифицировать, но где мы возьмем двигатель? Чтобы создать двигатель нужно лет десять.
И потом, как мы будем выпускать этот самолет – заниматься контрафактом? Какой в этом смысл? У нас даже нет всей документации на этот самолет. Это абсолютно бестолковое занятие, тем более что у нас идет разработка аналогичного самолета ТВРС-44 «Ладога». Уже пройдено много этапов, для этого самолета создается двигатель, который находится в высокой степени готовности. Еще несколько лет – и будет полностью готов наш отечественный самолет. Это произойдет даже быстрее, чем если бы мы сейчас взялись импортозамещать Ан-140.
Тем более, что сам «Авиакор» самолеты не проектирует. Значит, какое-то КБ должно взяться переделывать этот проект. Но у нас сейчас все бюро под завязку загружены, у них столько задач, что им не до кого.
«СП»: То есть «Ладога» сможет полностью заменить Ан-140?
- Самолет «Ладога» не только заменит Ан-140 в том же классе, он будет более современным. Ведь Ан-140 «антоновцы», по сути, создавали на советском заделе. Современные же самолеты проектируются уже на совершенно другом технологическом уровне. Это и цифровые чертежи, и цифровое производство, что улучшает качество и характеристики самолета и снижает себестоимость. ТВРС-44 в любом случае будет лучше, чем Ан-140, и нормально сертифицируован по современным требованиям.
Ан-140, например, хоть и был сертифицирован в России, не был сертифицирован в Европе и других развитых странах, потому что не соответствовал требованиям. У нас же сегодня стандарты такие же, как в Европе. Возвращаться к Ан-140 - это возвращаться во вчерашний день. Тем более, что самое слабое место этого самолета – это как раз очень ненадежный двигатель. У него было много проблем с ремонтом. Конструктивно задумка этого самолета шикарная, но исполнение оставляло желать лучшего. Его можно сравнить с советским автомобилем «Запорожец» - конструктивно он был великолепен, но качество изготовления было такое отвратительное, что ездить было невозможно.
Не сказать, что «Авиакор» как-то плохо собирал самолеты. Но со стороны разработчика, на мой взгляд, не было заинтересованности. Любой новый самолет имеет «детские болезни», он сырой, его нужно дорабатывать, чтобы он был лучше и надежней. У КБ «Антонов» желания что-то дорабатывать никогда не было, получили самолет с детскими болезнями – сами и расхлебывайте, а за каждый «чих» еще и платите. В итоге авиакомпания «Якутия», которая эксплуатировала эти самолеты, просто вернулась к старым советским Ан-24, так как это было дешевле и надежней, они практически новые самолеты поставили к забору.
«СП»: Многие источники пишут, что «Ладога» будет изготавливаться на «Авиакоре», к чему вообще вспоминать про Ан-140?
- К тому моменту, когда самолет будет готов, может что-то измениться. «Авиакор» производил самолет такого же класса и может прекрасно справиться с задачей. Но может получиться, как с самолетом «Байкал», который сначала планировали выпускать на одном заводе, потом переиграли на другой, и где он в итоге будет выпускаться пока непонятно. Мы узнаем это по факту.
Конечно, каждый завод хочет иметь в своей линейке самолет, для которого он не только будет изготавливать детали, но и осуществлять финальную сборку. Это престижно. Но нужно быть реалистами и судить еще и по готовности к таким проектам. Например, получит «Авиакор» цифровые чертежи, которые нужно загрузить в ЧПУ станка, и станок сам будет вытачивать детали. Есть у них это оборудование? Я сомневаюсь, что оно имеется в достаточном количестве. Нужно было вкладывать большие средства в модернизацию. Поэтому не будем спешить, посмотрим, кому достанется ТВРС-44.
Заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра Гражданской авиации СССР Олег Смирнов также считает, что пытаться импортозаместить АН-140 в текущих условиях нецелесообразно, нам бы сначала разобраться с более насущными отечественными проектами вроде МС-21 и «Суперджета».
- Это неплохой самолет, он сертифицирован, он у нас летал и хорошо показал себя и экономически, и по безопасности полетов. Но после ухудшения отношений с Украиной она полностью прекратила поставку комплектующих для этого самолета, включая авиадвигатели.
Вряд ли сейчас возобновление производства Ан-140 в России – это актуальный вопрос, учитывая «горячую» ситуацию во взаимоотношениях с Украиной. Поставки комплектующих из Украины, понятное дело, исключены. Что касается импортозамещения, я не думаю, что наша промышленность способна сейчас взять на себя производство комплектующих для АН-140. Дай Бог, пусть она успеет сделать комплектующие для нашей собственной техники – Superjet-100, МС-21 и других моделей. Там остается немало проблем, а таких условиях браться за новые самолеты - нереально.
Повторю, мы отстаем по темпам перехода на отечественные комплектующие даже для Superjet-100 и МС-21, которые являются приоритетными проектами. Если даже эти программы импортозамещения сдерживаются, брать еще какой-то самолет в разработку было бы серьезным заблуждением, если не сказать безумием.