Гражданская авиация  мечется между украинским Ан-140 и русской "Ладогой"

Самарский завод «Авиакор» готов возобновить выпуск самолетов Ан-140, который был приостановлен в 2015 году в связи с отказом от сотрудничества украинских предприятий, но только при условии импортозамещения комплектующих. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на годовой отчет предприятия.

Гражданская авиация  мечется между украинским Ан-140 и русской "Ладогой"
© Свободная пресса

«С учетом отказа украинских предприятий от сотрудничества программа строительства самолетов Ан-140 в настоящее время остановлена. Но предприятие готово выполнять техническое обслуживание и ремонт данного типа ВС для поддержания его эксплуатации. В случае реализации программы импортозамещения комплектующих изделий и систем самолета Ан-140 предприятие готово возобновить выпуск данных самолетов», — говорится в отчете.

После остановки выпуска Ан-140 «Авиакор» участвовал в проекте строительства турбовинтового регионального самолета ТВРС-44 «Ладога», а также занимался изготовлением компонентов для самолетов SSJ-100 и МС-21.

Еще в июне 2022 года губернатор Самарской области Дмитрий Азаров на Петербургском экономическом форуме говорил о том, что на заводе хотят заниматься не только ремонтом и комплектующими, поэтому идут обсуждения того, как возобновить производство самолетов на «Авиакоре». Он добавил, что будущее завода во многом зависит от правильного взаимодействия с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА).

«Мы понимаем, какие самолеты, но говорить об этом рано. Это процесс не быстрый. Я надеюсь, что нам многое удастся сделать для возрождения в полной мере выпуска самолетов на самарской земле», — сказал он тогда.

Ан-140 — турбовинтовой региональный грузопассажирский самолет, разработанный ГП «Антонов». Он предназначен для пассажирских (52 пассажира) и грузопассажирских перевозок на расстояние до 3,7 тыс. км и был создан для замены пассажирских самолетов Ан-24 и Як-40 и грузовых Ан-26, Ан-30 и Ан-32. Первый полет Ан-140 российской сборки состоялся в августе 2005 года, но 2015 году руководство предприятия объявило о приостановке программы выпуска Ан-140 из-за прекращения поставок с Украины.

В то же время, с 2018 году в России компанией УЗГА ведется разработка собственного самолета того же класса ТВРС-44 «Ладога». Он предназначен для замены парка региональных самолетов вместимостью 30 — 50 мест типа Ан-24, Ан-26, Ан-140 и Як-40 и может эксплуатироваться на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткой взлетно-посадочной полосой.

Как рассказал «СП» авиационный эксперт, главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров, именно этот самолет целесообразно доводить до ума и выпускать в серийное производство, а не возвращаться к АН-140, что чревато многочисленными трудностями. Кроме того, в качестве одной из производственных площадок «Ладоги» СМИ называли как раз «Авиакор», хотя, по словам Гусарова, все еще может измениться. Возможно, на этом фоне разговоры об Ан-140 – это попытка напомнить о себе, а не действительно вернуться к его производству, что маловероятно.

- Если отвечать кратко – этот самолет нам не нужен и производить его сейчас нереально. Если подробнее, Ан-140 - это самолет постсоветской разработки украинского КБ «Антонов», который выпускался на «Авиакоре» по лицензии. Многие комплектующие поступали с Украины, в том числе и двигатель, который выпускался в Запорожье. Ничего этого сейчас нет. Какие-то комплектующие можно, потратив много денег и времени, заменить, испытать и сертифицировать, но где мы возьмем двигатель? Чтобы создать двигатель нужно лет десять.

И потом, как мы будем выпускать этот самолет – заниматься контрафактом? Какой в этом смысл? У нас даже нет всей документации на этот самолет. Это абсолютно бестолковое занятие, тем более что у нас идет разработка аналогичного самолета ТВРС-44 «Ладога». Уже пройдено много этапов, для этого самолета создается двигатель, который находится в высокой степени готовности. Еще несколько лет – и будет полностью готов наш отечественный самолет. Это произойдет даже быстрее, чем если бы мы сейчас взялись импортозамещать Ан-140.

Тем более, что сам «Авиакор» самолеты не проектирует. Значит, какое-то КБ должно взяться переделывать этот проект. Но у нас сейчас все бюро под завязку загружены, у них столько задач, что им не до кого.

«СП»: То есть «Ладога» сможет полностью заменить Ан-140?

- Самолет «Ладога» не только заменит Ан-140 в том же классе, он будет более современным. Ведь Ан-140 «антоновцы», по сути, создавали на советском заделе. Современные же самолеты проектируются уже на совершенно другом технологическом уровне. Это и цифровые чертежи, и цифровое производство, что улучшает качество и характеристики самолета и снижает себестоимость. ТВРС-44 в любом случае будет лучше, чем Ан-140, и нормально сертифицируован по современным требованиям.

Ан-140, например, хоть и был сертифицирован в России, не был сертифицирован в Европе и других развитых странах, потому что не соответствовал требованиям. У нас же сегодня стандарты такие же, как в Европе. Возвращаться к Ан-140 - это возвращаться во вчерашний день. Тем более, что самое слабое место этого самолета – это как раз очень ненадежный двигатель. У него было много проблем с ремонтом. Конструктивно задумка этого самолета шикарная, но исполнение оставляло желать лучшего. Его можно сравнить с советским автомобилем «Запорожец» - конструктивно он был великолепен, но качество изготовления было такое отвратительное, что ездить было невозможно.

Не сказать, что «Авиакор» как-то плохо собирал самолеты. Но со стороны разработчика, на мой взгляд, не было заинтересованности. Любой новый самолет имеет «детские болезни», он сырой, его нужно дорабатывать, чтобы он был лучше и надежней. У КБ «Антонов» желания что-то дорабатывать никогда не было, получили самолет с детскими болезнями – сами и расхлебывайте, а за каждый «чих» еще и платите. В итоге авиакомпания «Якутия», которая эксплуатировала эти самолеты, просто вернулась к старым советским Ан-24, так как это было дешевле и надежней, они практически новые самолеты поставили к забору.

«СП»: Многие источники пишут, что «Ладога» будет изготавливаться на «Авиакоре», к чему вообще вспоминать про Ан-140?

- К тому моменту, когда самолет будет готов, может что-то измениться. «Авиакор» производил самолет такого же класса и может прекрасно справиться с задачей. Но может получиться, как с самолетом «Байкал», который сначала планировали выпускать на одном заводе, потом переиграли на другой, и где он в итоге будет выпускаться пока непонятно. Мы узнаем это по факту.

Конечно, каждый завод хочет иметь в своей линейке самолет, для которого он не только будет изготавливать детали, но и осуществлять финальную сборку. Это престижно. Но нужно быть реалистами и судить еще и по готовности к таким проектам. Например, получит «Авиакор» цифровые чертежи, которые нужно загрузить в ЧПУ станка, и станок сам будет вытачивать детали. Есть у них это оборудование? Я сомневаюсь, что оно имеется в достаточном количестве. Нужно было вкладывать большие средства в модернизацию. Поэтому не будем спешить, посмотрим, кому достанется ТВРС-44.

Заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра Гражданской авиации СССР Олег Смирнов также считает, что пытаться импортозаместить АН-140 в текущих условиях нецелесообразно, нам бы сначала разобраться с более насущными отечественными проектами вроде МС-21 и «Суперджета».

- Это неплохой самолет, он сертифицирован, он у нас летал и хорошо показал себя и экономически, и по безопасности полетов. Но после ухудшения отношений с Украиной она полностью прекратила поставку комплектующих для этого самолета, включая авиадвигатели.

Вряд ли сейчас возобновление производства Ан-140 в России – это актуальный вопрос, учитывая «горячую» ситуацию во взаимоотношениях с Украиной. Поставки комплектующих из Украины, понятное дело, исключены. Что касается импортозамещения, я не думаю, что наша промышленность способна сейчас взять на себя производство комплектующих для АН-140. Дай Бог, пусть она успеет сделать комплектующие для нашей собственной техники – Superjet-100, МС-21 и других моделей. Там остается немало проблем, а таких условиях браться за новые самолеты - нереально.

Повторю, мы отстаем по темпам перехода на отечественные комплектующие даже для Superjet-100 и МС-21, которые являются приоритетными проектами. Если даже эти программы импортозамещения сдерживаются, брать еще какой-то самолет в разработку было бы серьезным заблуждением, если не сказать безумием.