«Танкисты очень высоко ценят ваш труд». О подвиге работников танкоремонтного завода в Курске
Любая «тридцатьчетвёрка» или КВ времён Великой Отечественной, по меткому замечанию военных историков, была словно Брестская крепость, сражаясь против врага до последнего танкиста. Недаром улицы нашего Города воинской славы носят славные имена героев бронетанковых войск Константина Блинова, Ивана Конорева, а недавно один из скверов Курска был назван в честь легендарного командующего 1-й танковой армией Михаила Катукова. Зная, насколько Красная Армия дорожит каждой из своих грозных передвижных «крепостей», рабочие самоотверженно стремились вернуть их в строй. О трудовом подвиге работников танкоремонтного завода в Курске рассказывает в монографии «Промышленность Курской области в 1943 – 1945 гг.: первые шаги к возрождению» один из опытнейших краеведов Николай Кононов, заслуженный работник культуры России, кандидат исторических наук, отдавший много лет преподаванию в высшей школе и увлекательным лекциям в обществе «Знание». – Николай Григорьевич, давайте заглянем в довоенное прошлое уникального предприятия, располагавшегося между улицами 1-й Кожевенной и Нижней Луговой. – Завод «Сельмашзапчасть» – один из старейших в Курске. Когда-то он назывался «латышским» – в Первую мировую войну завод сельскохозяйственных машин был эвакуирован из Риги. В 1921 году, при общей разрухе промышленности, заводом было выпущено 53 веялки, 12 плугов, 10 искусственных жерновов, 60 точильных камней, 3600 пудов чугунного литья и 300 пудов медного. В 1922 году заводу было присвоено имя «всероссийского старосты», главы Советского государства Михаила Ивановича Калинина. В 1925 году завод был реорганизован в ремонтно-механические мастерские по обслуживанию предприятий промышленности, в том числе сахарной. В годы индустриализации на заводе стали ремонтировать тракторные и автомобильные моторы, изготовлен первый на курской земле токарный станок. – И производство постепенно набирало обороты, особенно в 30-е годы, когда в СССР в предчувствии неизбежной войны был взят курс на индустриализацию? – Да, на территории предприятия выросли новые корпуса для механосборочного и испытательного цехов. К 1941 году Курский ремонтно-механический, или мотороремонтный, завод выпускал новые винторезные станки ТН-20, продолжал производить капитальный ремонт автотракторных моторов, ремонт и изготовление запасных частей к автомобилям. Работали цеха: монтажно-сборочный, механический, кузнечный, инструментальный, литейный, термический, станкосборочный, модельный, электросварочный, моечный, бракеровочный и металлизации. Имелись также испытательная станция и различные склады: материальный, готовой продукции, склад моторов, подлежащих ремонту, промежуточные склады. Наконец, основа основ – 100 станков и 550 работников, из которых 375 были заняты непосредственно на производстве. – С приближением фашистских оккупантов к Курску оборудование предприятия было эвакуировано? – Да, оно отправилось в Пермскую область. В пору немецкого нашествия механический, кузнечный и литейный цеха были взорваны, оставшееся оборудование растащено и приведено в негодность. Но сразу после 8 февраля 1943 года, когда Курск был освобождён Красной Армией, по инициативе А.И. Власова и Д.П. Долженкова специальные бригады начали собирать оборудование, как говорится, по винтику и по кирпичику. И 12 февраля завод начал работать. Автомастер В.П. Шматов под открытым небом, на снегу собрал автомашину, которая проследовала на фронт. Почтенный слесарь-ремонтник Павел Парфёнович Дивулин, имевший непрерывный стаж работы с 1918 года, несмотря на инвалидность и не считаясь со временем, восстановил ряд станков. Д.И. Сидоров с энергией и желанием взялся готовить боевые машины к ремонту, не жалел сил для доставки и запуска оборудования. В организованную им бригаду вошли Силин, Любицкий, Рощепкин, Балицкий и другие куряне, чьи имена-отчества, к сожалению, пока остаются неизвестными. Этой бригадой восстановлено на 70 процентов пароотопление, отремонтирована крыша одного из цехов, велась усиленная подготовка к установке паровых котлов. К маю были восстановлены монтажно-сборочный, механический, кузнечный, электросварочный, столярный цеха, начал работу отдел главного механика. Были найдены и восстановлены 30 станков. – О том, насколько важна была деятельность предприятия для фронта, говорит хотя бы тот факт, что его нередко именовали в печати Н-ским заводом, как войсковую часть. – Да, во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны от 22 февраля 1943 года и в соответствии с постановлением Курского городского комитета обороны от 25 марта 1943 года завод был преобразован в танкоремонтную базу №6 (в периодической печати иногда назывался заводом №6 или Н-ским заводом). С 20 марта он был передан из системы Наркомата земледелия СССР в Наркомат среднего машиностроения СССР. Некоторое время рембазу возглавлял Н.Б. Капилевич. Вскоре директором рембазы стал Соломон Яковлевич Выменец, а Капилевич занял должность главного инженера. – Вам удалось разыскать воспоминания тружеников о той поре? – Да, невозможно читать их без волнения. «Уже 12 февраля соседи привели меня на завод, – вспоминал впоследствии один из активных участников восстановления предприятия, тогда ещё 15-летний подросток Александр Якшин. – От цехов остались одни фундаменты. Разделились на бригады. Первым делом стали искать по городу хоть мало-мальски пригодные станки. На себе таскали их на завод, приводили их в порядок. Вскоре пошла первая военная продукция – в слесарном отделении начали делать подвески для авиабомб. Вскоре Государственный Комитет Обороны поставил перед заводом особой важности задачу – организовать на предприятии ремонт танков. Оно стало называться «Танкоремонтная база №6». Вскоре на завод стали поступать первые подбитые в боях танки. Для ремонта требовалось немало новых деталей, которыми завод не располагал. Их изготовление в короткое время освоили Решетов, Соклаков, Строев, Гусенцев и Гуляев. Искорёженные боевые машины по железнодорожной ветке доставлялись на пустырь, где ныне расположено здание цирка. Оттуда тягачами их доставляли на завод. Трудно было с электричеством, металлом, инструментами. Не раз к городу прорывались вражеские бомбардировщики. Но трудностей никто не замечал. Главное, что всех заботило, быстрее дать фронту боевые машины. В апреле из заводских ворот вышел первый отремонтированный танк. Напряжение утроилось, когда началась битва на Курской дуге. Домой не уходили сутками. Дремали час-другой где-то в уголку, а потом снова к станку. Ничего нельзя было оставить на завтра: фронт торопил. Коллектив завода возвращал к жизни по четыре-пять танков в сутки. На танках были надписи: «Курск – Берлин», «Смерть фашизму», «Исправлен в Курске». Это было своеобразной гарантией высокого качества. Нередко приходили телеграммы от командования фронтом с требованием срочно, скажем, к утру, отремонтировать моторы 10 боевых машин. Это был приказ, и его надо было выполнять». – Сохранились сведения о том, как завод посетил легендарный военачальник, командующий Центральным фронтом генерал армии Константин Рокоссовский? – Да, он внимательно осмотрел цеха, беседовал с рабочими. «Танкисты очень высоко ценят ваш труд, – сказал командующий. – Сейчас нам нужно много техники. Так старайтесь быстрее восстанавливать машины». «Не подведём!» – таков был единодушный ответ. Не раз коллектив получал благодарности и грамоты от командования фронтом за своевременный и качественный ремонт моторов боевых машин. – Как проверяли качество ремонта? – Танки доставлялись на полигон, располагавшийся на месте нынешнего микрорайона КЗТЗ. Военпред был придирчив, но претензий к их ремонту не было. Экипажи прямо с полигона уводили машины в бой. Однажды, когда не хватало боевых экипажей на все отремонтированные танки, трое молодых слесарей – Николай Тюрин, Алексей Холодов и Александр Крутых – сами увели танки на фронт (а желание было у всех ребят). Но, правда, вскоре вернулись, ведь на рембазе они были нужнее. – Кажется, появилась и такая форма работы, как передвижные ремонтные базы? – Да, они выезжали в район боёв, где под огнём врага возвращали в строй повреждённые танки. Особо отличилась бригада Николая Тюрина, она действовала под Понырями в районе самых ожесточённых сражений, когда над головами сновали вражеские самолёты, кругом рвались снаряды и мины. – Как мы видим, наряду с ветеранами ударно трудилась и молодёжь завода? – Вот что говорится в отчёте горкома комсомола: «Молодёжная бригада Тюрина небольшая, всего 2 чел., да и сам Тюрин тоже по возрасту и стажу работы очень молод. Работая без брака, бригада Тюрина ежедневно даёт выполнение нормы на 200 – 300 процентов. Бригада Кытина является одной из лучших на заводе. Она ежедневно выполняет норму на 250 процентов. Брака в работе не имеет, даёт только высококачественную продукцию». А ведь Николаю Тюрину, Петру Кытину и другим парням тогда не было и 15 лет. Уже упомянутый Александр Якшин вспоминал: «Подвёл меня мастер к опытному рабочему Денисову и сказал: «Научи, Петрович, хлопца токарному делу, да только побыстрей. Сам понимаешь, каждая пара рук дорога». И уже через две недели я встал к станку». – Впоследствии ему был вручён орден Красной Звезды? – Да, а его комсомольский билет был передан на хранение в Центральный музей Революции СССР. Орденами и медалями были отмечены и другие рабочие. К началу боёв на Курской дуге завод отремонтировал моторы 300 танков и занял третье место во Всесоюзном соревновании предприятий Наркомата среднего машиностроения. Можно ли не дорожить этим вкладом в нашу Победу?!