Пять букв, наводящие ужас: как работала советская контрразведка СМЕРШ?
В апрельские дни 1943-го была создана легендарная советская контрразведка с легендарным названием СМЕРШ, передает исторический обозреватель «МИР 24» Дмитрий Барбаш.
Эти пять букв наводили ужас на врагов. С опаской к ним относились и свои. Хотя изначально главное управление контрразведки могло называться СМЕРНЕШ – «смерть немецким шпионам». Но Сталин не согласился.
«Шпионы разные, и всем им смерть. Это название хорошо играло свою роль. Потому что человек, которого перебрасывают за линию фронта, чувствует себя очень неуютно, каким бы смелым он не был. Но когда он еще знает, что его будет встречать СМЕРШ, это мурашки по коже», – рассказал историк спецслужб Александр Бондаренко.
На территорию СССР противник забрасывал десятки тысяч агентов. Их вербовали из военнопленных, перебежчиков. В начале 1943-го немцы активизировали разведывательно-диверсионную деятельность в тылу советских войск. «После Сталинграда началось наступление, движение на Запад. Нужно было менять многие формы, и контрразведка должна была стать наступательной», – отметил историк спецслужб Александр Бондаренко. Отдел СМЕРШ создают в НКВД. Управление – на флоте. Они подчиняются наркомам. Появляется и Главное управление контрразведки Наркомата обороны. Непосредственное подчинение напрямую товарищу Сталину. Руководить последним он доверили 34-летнему Виктору Абакумову.
«Если посмотреть на все решения Сталина, он своих выдвиженцев подкреплял очень мощными замами. У Абакумова были замы, которые его превосходили по опыту работы в особых отделах. Как и Фитин во внешней разведке, как и Судоплатов в зафронтовой разведке, он опирался на своих замов», – рассказал историк спецслужб Александр Колпакиди.
Внешне контрразведчики ничем не отличались от других военных. Носили обычную форму, исключение – личное оружие. «Был в редких случаях командирский наган, или наган НКВД. Немножко укороченная версия, как будто немножко зализанная, чтобы было удобно носить ее под гражданской одеждой и выхватывать из кармана», – рассказал участник военно-исторического клуба Роман Алексей.
Главная задача СМЕРШ – поимка немецких шпионов и проникновение в разведорганы врага. В фильме «Путь в «Сатурн» у героя Михаила Волкова было сразу два прототипа. Один из них – зафронтовой агент Гальченко, он же Петр Прядко. «Он эту разведывательную школу дезорганизовал. Он у кого-то документы похитил, разбросал у входа. У кого-то казенные деньги в туалет выбросил, на школе написал, что здесь разведшкола. Ее быстро расформировали, начальство на фронт отправили», – рассказал историк спецслужб Александр Бондаренко. Второй прототип – Александр Козлов – оперативный псевдоним «Байкал-60». В «Абверкоманде-103» дослужился до должности начальника учебной части разведцентра. Успешно вербовал немецких агентов, готовившихся для заброски в советский тыл.
«У нас пару человек известно – Прядко и Козлов. А их огромное количество было. Они внедрялись в разведшколы, становились там преподавателями, похищали картотеки. Много было людей, которых там вербовали. Агенты СМЕРШа возвращались, а они оставались там работать», – рассказал историк спецслужб Александр Колпакиди.
Фильм «В августе 44-го» по повести Владимира Богомолова «Момент истины» считают одним из лучших о работе СМЕРШа. От действий группы капитана Алехина зависел исход крупнейшей стратегической операции. Задача – обезвредить разведгруппу противника и захватить передатчик. Так начинались радиоигры с противником. Шпионы работали под контролем советской контрразведки. Этим занимался третий отдел СМЕРШа. Возглавлял его Владимир Барышников. Всего «СМЕРШ» провел 183 радиоигры. Обезврежено более 400 агентов немецкой разведки. Таким образом передавали немцам и «дэзу». «В Генштабе был создан целый отдел, который готовил дезинформацию. Потому что дезинформация должна быть умной. Если человек сообщает, что начинается контрнаступление, а оно не начинается, то агент сразу попадает под подозрение», – рассказал историк спецслужб Александр Бондаренко. Одна из таких радиоигр – «Туман». Летом 1944 года двух немецких агентов Шилову и Таврина забросили в советский тыл. Задание – покушение на Сталина. Группу снабдили специальным оружием – реактивным гранатометом «Панцеркнаке». Таврину сшили специальную одежду. Портной оказался агентом СМЕРШ.
«Ему поступил заказ – изготовить кожаное пальто, которое носят сотрудники НКВД, но очень своеобразное. Оно должно быть совершенно советским, но правый рукав должен быть шире, чтобы вставлять туда то самое немецкое приспособление, чтобы убить Сталина», – рассказал историк, писатель Александр Мясников. Немецких шпионов задержали. Шилова под контролем советских контрразведчиков вышла в радиоэфир и сообщила: высадка прошла успешно. «На протяжении года немцам пудрили мозги. Радистка отписывала им, как сложно пробираться к Сталину. Тянули время и требовали в ответ определенную информацию. Радиоигра шла до 1946 года. Война закончилась, но ребята все равно выходили в эфир и отстукивались, потому что было подозрение, что несмотря на капитуляцию Германии, диверсионная деятельность еще не закончилась», – рассказал историк Сергей Кормилицин.
Но не только контрразведка, вербовка, радиоигры. СМЕРШ отвечал еще и за те вопросы, о которых не рассказывали в книгах и фильмах.
«Самое главное – контроль над армией. Вплоть до того, накормлены ли солдаты, правильно ли проведена маскировка. Много работали с заградотрядами. Нужно было определить, испугался солдат, или это предатель. Многих возвращали. Многие из возвращенных, бежавших получали потом ордена и медали», – рассказал историк спецслужб Александр Колпакиди.
9 мая 1945-го для СМЕРШ война не закончилась. Алексея Мороза называют Алтайским Штирлицем. Его личное дело долго хранилось под грифом «Совершенно секретно». После боев под Сталинградом и Курской дугой его направили в спецшколу СМЕРШ. Там Алексей стал поручиком Алексисом. В совершенстве выучил польский. Был направлен в контрразведку польской армии.
«В конце Великой Отечественной войны и сразу после ее окончания очень важно было получать информацию о планах и замыслах руководства Польши, о настроениях в войсках», – рассказал ветеран УФСБ России по Алтайскому краю Сергей Пятунин.
Сотрудники СМЕРШа с апреля 1943-го по май 1945-го разоблачили почти 630 тысяч шпионов и диверсантов. Ее и сегодня называют самой эффективной военной контрразведкой в мировой истории. Ее упоминает в своей знаменитой бондиаде Ян Флеминг. Только писатель не знал, что организацию расформировали весной 1946-го. «Она была заточена на военное время, началось сокращение армии, вся страна лежала в руинах, миллионы инвалидов. Содержать такую контрразведку было затратно», – рассказал историк спецслужб Александр Колпакиди. Каждый год 11 апреля контрразведчики приходят на московское кладбище Ракитки в день рождения Виктора Абакумова. Только место это символическое. По обвинению в госизмене его расстреляли под Ленинградом в 1954-м. Где похоронен руководитель СМЕРШ, неизвестно до сих пор.