Войти в почту

История корабля-легенды

Балашиха — город сухопутный, река Пехорка не в счёт. По ней даже на катере далеко не уедешь, упрёшься либо в плотину, либо в мост. А дальше — волоком, как в стародавние времена. И все же Балашиха, как оказалось, морское название. Долгие годы по морям-океанам ходил сухогруз с гордым именем на борту — «Балашиха». Теплоход «Балашиха» был построен на Херсонском судостроительном заводе. В 1960-1970-х годах его называли гордостью Черноморского морского пароходства. Гордиться действительно было чем. Длина корабля — 156 метров, ширина — 22 метра, грузоподъемность — 12,5 тысячи тонн. Мощность главной машины — дизеля, изготовленного на Брянском заводе, — 9 тысяч лошадиных сил. Скорость судна — 16 узлов (около 30 км в час). Экипаж — 49 человек. Оборудовали «Балашиху» по последнему слову техники. На теплоходе установили собственную электростанцию, которая обеспечивала все потребности в энергии. Судно снабдили новейшими аппаратами автоматики и механики, обеспечивающими надежность и безаварийное плавание. Большая Балашиха На теплоходе создали все условия для нормальной работы и отдыха экипажа. Для командного состава оборудовали одно-двухкомнатные каюты, в каждой — душевая и ванна. Камбуз оснащён электроприборами разного назначения. На судне был собственный медицинский блок. Для охлаждения и подсушки воздуха оборудована специальная установка кондиционирования. В 1960-х годах на «Балашихе» устроили два салона отдыха с пианино, телевизорами, радиоприёмниками и настольными играми. Тогда же выходила стенная газета, имелись хорошая библиотека и киноустановка. Для связи с Родиной и с любой точкой земного шара установили мощную радиостанцию. В состав Черноморского пароходства корабль вошел 8 октября 1965 года. А уже 10 октября с грузом автомашин он отправился в Египет, с которым тогда Советский Союз связывала крепкая дружба. За месяц «Балашиха» дважды доставляла грузы из СССР в порт Александрию. А затем был Вьетнам, куда теплоход доставлял секретные грузы военного назначения. С заданиями «партии и правительства» моряки «Балашихи» справлялись отлично. В порты Вьетнама «Балашиха» совершила 11 рейсов, перевезла более ста тысяч тонн грузов. Особенной датой стало 3 марта 1973 года. Тогда, почти через год после прихода в Хайфон, «Балашиха» первой из блокированных советских судов стала выходить из порта. Блокада была длительной из-за налётов американской авиации. «Массированные воздушные налёты повторялись до десяти раз в сутки, — вспоминал капитан “Балашихи” К.И. Тамбовский. — Мы прежде всего приняли все меры для обеспечения безопасности людей. Во время налётов на мостике находились вахтенный штурман, начальник рации и вахтенный матрос. Ну и капитан, конечно. Все остальные члены экипажа должны были по сигналу тревоги уходить вниз. Организовали наблюдение за воздухом, все работы вели только в касках». Ровно в полночь 3 марта 1973 года, когда прилив достигает максимума, дали ход. Риск был велик, шли над минным полем. Вьетнамский лоцман и капитан-наставник Л.И. Лысаков, находившиеся на борту судна, осторожным маневрированием выводили «Балашиху» из опасной зоны и к рассвету оказались вне пределов опасности. За «Балашихой» пошли и другие советские корабли. За это корабль был награждён орденом Дружбы народов и орденом «Освобождение Социалистической Республики Вьетнам» II степени. Моряки «Балашихи» быстро сдружились с городом, в честь которого было названо судно. Делегации из нашего района посещали теплоход, и их неизменно встречали, как самых дорогих гостей. На страницах районной газеты «Знамя коммунизма» (ныне «Факт») много рассказывалось о суровых буднях балашихинских моряков. А вот отзывы о корабле тех, кто в те годы работал в команде корабля. «Теплоход “Балашиха” прошёл сотни водных дорог, сложных, тернистых, непохожих друг на друга, — писал капитан корабля В. Бачинский. — Это прекрасное сооружение, достойное имени вашего города. Мы всюду помним о том, что представляем за рубежом свою родину Россию и с гордостью несем Государственный флаг СССР». Первый помощник капитана В. Соломаха не скрывал своей гордости за корабль: «Наш теплоход — один из наиболее крупных сухогрузов Черноморского пароходства. В этом смысле “Балашиха” — новинка современного судостроения. Экипаж укомплектован квалифицированными специалистами». А вот слова из письма черноморцев в газету «Знамя коммунизма», опубликованного в 1967 году: «Мы горды, что наш теплоход назван именем вашего города Балашиха. На протяжении годичного плавания экипаж судна не уронил этой чести». В дальнейшем «Балашиха» избороздила много морей. Юго-Восточная Азия стала для неё почти родной. В 1990-х годах уже постаревший корабль курсировал между портами Вьетнама. До того самого момента, пока не попал в беду. Произошло это в 1997 году. Государственное предприятие «Укринтерэнерго» из Вьетнама решило отправить по морю рис высшего сорта для реализации украинскому потребителю. Партия отборного продукта была закуплена у вьетнамской государственной корпорации «Винатекс» в счёт бартерной оплаты за объём работ, выполненных во Вьетнаме согласно межправительственному контракту. Доставить груз риса из Вьетнама в украинский порт Ильичевск предстояло именно теплоходу «Балашиха». В Йемен «Балашиха» дошла без особых проблем. Но на траверсе Адена команда решила встать на якоря и бастовать, пока кипрская компания не рассчитается с экипажем. Согласно контракту первая выплата была предусмотрена через два месяца. Срок этот истёк, компания обещала деньги в Адене, но не единожды обманутые моряки уже не верили никому. Судно отогнали на рейд. Часть экипажа улетела домой, на борту остались десять человек. Последняя пятёрка экипажа «Балашихи» во главе с капитаном вернулась только в 1998 году. Большая Балашиха Вот такая история приключилась с «Балашихой». Правда, подобные вещи сейчас не редкость. Более того, постепенно наш некогда мощнейший в мире морской флот превращается в команду старых, отработавших судов, которые частенько арестовывают в иностранных портах за долги владельцев. Тем не менее история теплохода «Балашиха» заслуживает внимания. Ведь он сделал за время своей службы много добрых дел. Алексей Галанин