Войти в почту

Киев совместно с Турцией и США готов тучами подводных беспилотников навсегда вышвырнуть Россию из Черного моря

Кажется, сегодня по меньшей мере полмира думает-гадает: где и когда начнется давно анонсированное не только Киевом, но и Западом украинские контрнаступление? На запорожском, херсонском или харьковском направлениях?

Киев совместно с Турцией и США готов тучами подводных беспилотников навсегда вышвырнуть Россию из Черного моря
© Свободная пресса

Но чем дальше, тем очевидней, что в планах вражеских штабов в любом случае любой из таких ударов значится лишь только как сухопутная часть общего стратегического замысла по нанесению решительного поражения России. Другая часть – синхронизированный по времени с танковым контрнаступлением комбинированный удар по базам Черноморского флота. Прежде всего – в Крыму. В последние дни явно не случайно в киевских кулуарах об этом только и разговоров.

Самый свежий – заявление министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, сделанное 13 апреля на конференции по вопросам безопасности Черного моря в Бухаресте. На румынской земле Кулеба призвал: «Пришло время превратить Черное море в то, чем уже стало Балтийское, – во внутреннее море НАТО».

Иными словами: по мнению главы МИД Украины в здешних водах, еще в древней «Повести временных лет» монахом Нестором названном Русским, места для России остаться вообще не должно. Он лишь сожалеет, что Запад до сих пор не разработал собственной стратегии относительно того, как этого добиться.

А за два дня до Кулебы (11 апреля) военные тайны Киева взахлеб принялся выдавать другой член украинского правительства – дипломированный юрист-галичанин, а ныне министр обороны этой страны Алексей Резников. Тот куда конкретнее Кулебы рубанул сплеча: Черноморский флот РФ в ближайшее время будет снова атакован в своих базах!

Как и чем? Вот тут-то Резников решил напустить туману секретности: «Есть некоторые нюансы, которые до сих пор неизвестны нашему врагу. А это значит, что мы можем предлагать им еще очередной „сюрприз“ на море. Мы просто ждем подходящего момента».

Попробую высказать свое мнение о том, что именно и где может готовить Украина нашим военным морякам. В этой связи предлагаю обратить внимание на очень примечательное, как представляется, высказывание бывшего офицера Сил специальных операций ВСУ, а ныне – кандидата военных наук, доцента, начальника кафедры Военно-Морских сил Национального университета обороны Украины капитана 1 ранга Степана Якимьяка.

В конце марта в интервью киевскому «Radio NV» Якимьяк признался: «В ближайшем будущем мы увидим новые, большие, эффективные операции с использованием морских роботизированных систем. Я уверен в этом. И, как показывает опыт (а вы вспомните ноябрь, когда одно из устройств атаковало объект русской компании на мысе Шесхарис около Новороссийска), то есть противник должен бояться наших ударов не только в Севастополе, а хоть где в Черном море».

Поясню: под атакой мыса Шесхарис (восточный микрорайон Новороссийска) украинский ученый-диверсант имеет ввиду события ночи 18 ноября 2022 года. Тогда, по информации телеграм-канал Mash, неизвестным морским беспилотником был нанесен внезапный удар по одному из крупнейших нефтеналивных комплексов по перевалке нефти и нефтепродуктов на юге России, принадлежащему компании «Транснефть». Сам комплекс – это 30 резервуаров для нефти общим объемом 820 тыс. куб. м, в том числе 16 – для мазута (общая емкость – 184 тыс. куб. м) и десять – для дизеля (общая емкость — 184 куб. м). Так указано на сайте «Транснефти».

На первый взгляд – ничего страшного. Ведь ноябрьский взрыв у побережья Шесхариса никаких существенных повреждений не нанес. Но достаточно убедительно продемонстрировал, что возможность учинить настоящий террор для российских боевых кораблей практически по всей черноморской акватории у Военно-Морских сил Украины, прежде ограничивавшихся налетами с моря и с воздуха на Севастополь и некоторые другие военные объекты РФ в Крыму, действительно появилась. А дальше этот потенциал противником будет только наращиваться.

А это придает и без того серьезной для нас угрозе совсем иной пространственный масштаб. Хотя бы потому, что в Новороссийске расположена крупнейшая после Севастополя военно-морская база России на Черном море. Которую мы строили и продолжаем строить с 1994 года. И в ней уже наличествуют причалы 4-й отдельной бригады подводных лодок типа «Варшавянка» (с ракетами «Калибр» на борту), 184-й бригады кораблей охраны водного района и 183-го дивизиона судов поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота.

Говоря об эффективности морских ударных беспилотников, Якимьяк констатировал: «Я скажу больше – большинство флотов мира не готовы к такой угрозе, которая состоит в том, чтобы идентифицировать такие поверхностные мелкие цели и вести эффективную борьбу с ними».

На Украине по решению Владимира Зеленского объявлен сбор средств на создание собственных морских дронов. Естественно, – на основе очень приличного американского прототипа MANTAS T-12 (длиной корпуса в 5,5 метра, мощностью двигателя около 300 л. с., с максимальной скоростью при заходе на цель до 50 узлов и автономностью плавания до 60 часов) и при самой активной конструкторской и финансовой поддержке из-за океана.

Судя по всему, таких управляемых по спутниковому терминалу аппаратов на Украине накоплено уже достаточно много. И только плохая погода в Черном море помешала их массово использовать еще в зимние месяцы против Севастополя и Новороссийска, утверждает Якимьяк.

В целом понятно, что если Киев и его западные союзники перед собой ставят задачу полного уничтожения или вытеснения ЧФ из этого важнейшего со всех точек зрения региона, то им действительно прямо сейчас приходится планировать и готовить весьма сложную в техническом и организационном отношении боевую операцию. И они, вне всякого сомнения, ее изо всех сил готовят!

В уже упомянутом интервью капитан 1 ранга Якимьяк проговорился о некоторых дополнительных сторонах такой подготовки.

Во-первых, с его слов в составе ВМСУ уже сформировано и проходит обучение крупное береговое подразделение операторов по управлению дронами. А во-вторых – будущее нападение на российские военно-морские базы планируется массированным и комплексным. Другими словами – одновременно с морского и воздушного направлений. И разом десятками, если не сотнями различного назначения беспилотников в составе одной или нескольких ударных волн.

Для этого, в частности, как рассказал в тот же день Якимьяк, давно организовано напряженное сотрудничество Украины с Турцией над разработкой новых модификаций БПЛА «Байрактар», которые научились бы успешно поражать морские цели.

Понятно, что имеется ввиду модификация «Байрактар tb-2», которая уже достаточно давно стоит на вооружении ВСУ. Однако до сих пор в противостоянии на море ВМСУ она использовалась, главным образом, для разведки. Поскольку позволяла, как утверждают в Киеве, надводные цели обнаруживать на удалении порядка 200 километров. Что, как считают там, во многом предопределило успех Украины в противостоянии с Черноморским флотом РФ за остров Змеиный и уничтожении год назад нашего гвардейского ракетного крейсера «Москва» в северо-западной части Черного моря.

Теперь, утверждает Якимьяк, украинские и турецкие инженеры совместно работают над ударной версией «Байрактар tb-2». А завод по производству этих машин на Украине уже вовсю строится.

А теперь вспомним: враг дважды за последние месяцы пытался со стороны моря атаковать Севастополь – 29 октября 2022 года и 22 марта 2023-го. Оба раза, если разобраться, эти атаки окончилось ничем. Означает ли это вовсе не трагическое для нас, по счастью, прошлое, что так будет и впредь?

Согласиться – значило бы впасть в опаснейшее заблуждение. На это хвастливо и самонадеянно указывают даже злейшие недоброжелатели России.

Так, экс-начальник Главного управления разведки Минобороны Украины Валерий Кондратюк неделю назад в эфире одного интернет-канала дал такой прогноз грядущих событий: «Все украинские атаки дронами, которые пришлись на Севастополь, – это только пристрелка. Чтобы научиться обходить выстроенную линию защиты… Когда мы все наладим, они действительно увидят, что такое атака дронов».

К этому, а также к посулам министров Кулебы и Резника, с которых мы начали сегодняшний разговор, можно относиться как угодно. Но ни в коем случае – не пренебрегать. Это просто крайне опасно.

Так считают и очень знающие спецы в России. В частности, живущий в Севастополе ветеран флотского спецназа капитан 3 ранга в отставке Валентин Шестак.

В эфире местного интернет-канала «Форпост» Шестак предупредил, что современные полупогружные системы на самом деле являются серьезнейшей угрозой даже для самых защищенных от нападения военно-морских баз. И тут не может быть места шапкозакидательским настроениям.

Казалось бы: закрой вход в бухту сплошными боносетевыми заграждениями и открывай их специальным буксиром лишь на пару десятков минут для пропуска на вход-выход собственных кораблей и судов. Прикрой подходы к этим заграждениям противодиверсионными катерами типа «Грачонок» с гранатометами и гидроакустическими станциями. И можешь в ус не дуть!

Но все это уже давно сделано в Севастополе. Тем не менее, и в первой и во второй атаке главной базы ЧФ с моря украинские беспилотники на внутренний рейд прорывались и подрывались лишь почти возле наших причалов. Как им это удавалось?

Спецы считают, что или первые вражеские ударные аппараты врезались в боны, подрывая их и тем расчищая дорогу следующим следом. Или, подкравшись на самом малом ходу ко входу в Севастопольскую бухту, в последний момент резко увеличивали скорость. И, выйдя на редан, попросту переваливались через верхний трос. Чему способствовало отсутствие у этих морских БПА винтов. В движение их приводят водометные двигатели.

Что же делать, чтобы подобное больше не повторялось? Нужно просто вспомнить (если это еще не сделано в Севастополе и в Новороссийске) о том, что на такой случай давно припасено в арсеналах России.

В частности – продемонстрированные в 2015 году на выставке в подмосковном парке «Патриот» магнитометрическая система обнаружения нарушителей ПММСО* «Мантия», гидроакустическая станция оповещения ГАСО «Извещатель-МЛ-01», а также подводный прожектор «Луч» для светового оповещения о нарушении границ охранной зоны акваторий.

Да, это средства лишь пассивной обороны. Да, их недостаточно для того, чтобы спать спокойно. Но на этот случай все перечисленное должно быть дополнено выставленными у входа в бухту мощными средствами поражения. Такими, например, как загодя развернутые в сторону моря установки РСЗО «Град» и реактивные бомбометные установки вроде старых-добрых РБУ-6000. Или РБУ-1000.

Близкий гидравлический удар от своевременного применения любого из подобных видов оружия после получения сигнала о появлении на внешнем рейде вражеских беспилотников, если и не заставит те мгновенно пойти на дно, то наверняка так встряхнет аппаратуру управления, что атака завершится, даже не начавшись.

Давно (к 2020 году, по сообщению журнала «Национальная оборона») разработано в нашей стране и особое, достаточно современное сдвоенное противокатерное боносетевое заграждение. Над ним и достаточно высоко над поверхностью воды натянуты стальные тросы для удерживания БПА в случае, если те попытаются перевалиться в бухту через металлическую сеть. Предотвратить попытки «переправы» через «забор» помогает армированная колючая лента типа «Егоза», устанавливаемая поверх забора-уловителя на специальных V-образных козырьках.

И еще. Эксперт Шестак считает, что, поскольку подобные нападения зачастую назначаются противником на ночное время, следует подумать и о принудительном затемнении береговой черты в районе главной базы. А возможно – и побережья всего Крыма, несмотря на приближающийся курортный сезон.

В том числе – отключать, если потребуется навигационные огни Инкерманского створа, по которым экипажи кораблей и судов в кромешной тьме безошибочно находят вход в Севастопольскую бухту. Поскольку точно так же по видеоканалу ориентироваться могут и украинские операторы БПА, сидящие где-нибудь под Одессой.

В общем – много чего можно сделать. Нельзя лишь сидеть, сложа руки. Надеясь, что снова пронесет.

*) Пассивное магнитометрическое средство обнаружения (ПММСО).