Войти в почту

Почему современные отечественные подводные лодки одни из самых малошумных в мире

Российские субмарины даже наши недруги часто уподобляют "черным дырам" в океане. Их почти невозможно обнаружить в морских пучинах самыми современными техническими средствами. А ведь еще недавно советские подлодки, особенно атомные, называли "ревущими коровами", и места их боевого дежурства обнаруживались противолодочными силами вероятного противника довольно быстро и точно.

Почему современные отечественные подводные лодки одни из самых малошумных в мире
© Российская Газета

Для того, чтобы разобраться в сути демаскирующих лодку факторов и снизить их до минимума, были проведены поистине грандиозные научно-исследовательские работы. Главную роль в них сыграл ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова (ныне ФГУП "Крыловский государственный научный центр"). Этот научный центр, во многом определяющий уровень отечественного судостроения, был и остается основным участником "битвы за децибелы", как сами исследователи называют борьбу за снижение шумности отечественных подлодок.

Известно, что наиболее информативными с точки зрения возможностей обнаружения, классификации и целеуказания были и остаются гидроакустические поля субмарин. Их разделяют на первичные и вторичные. Первичные обусловлены шумоизлучением различных источников (движителей, механизмов), а вторичные - отражением от корпуса подлодок активных сигналов гидролокационных станций.

Ситуация усугубилась с появлением подводных атомоходов. Мощность их энергетических и силовых установок увеличилась, по сравнению с дизельными, в десятки раз. А это вызвало значительное повышение интенсивности источников шума в период подводного плавания. Ведь шумящее оборудование работало постоянно.

Первые советские АПЛ порой оказывались практически ослепленными вследствие высоких уровней собственных корабельных акустических помех. Их бортовые гидроакустические системы ничего не слышали на малых скоростях вследствие высокого шума механизмов лодки, а на больших - из-за больших гидродинамических помех (шумов, возникающих при обтекании корпуса водой).

Этим не могли не воспользоваться наши вероятные противники, к которым прежде всего относились США. Они смогли установить в акватории Мирового океана целую сеть стационарных гидроакустических станций - "СОСУС" и "Колосс", которые свели к нулю эффективность работы и возможность скрытного действия наших АПЛ в океане.

Руководству Советского Союза непрерывно поступали доклады командования ВМФ о невозможности практического использования АПЛ как главной силы флота, превращавшейся в ту пору в одну из составляющих ракетно-ядерной триады страны. Проигрыш в соревновании по параметрам акустических характеристик грозил проигрышем в соревновании с блоком НАТО по ядерным вооружениям.

Кстати, с проблемой шумности ядерных субмарин столкнулись и в США. Создатель первой в мире атомной подлодки американский адмирал Риковер как-то заметил, что делать атомоходы менее шумными еще тяжелее, чем создать атомную силовую установку. Но Соединенные Штаты были пионерами в атомном подводном кораблестроении, у них был временной задел, а также более мощная экономика и промышленность по сравнению с СССР, еще не оправившемся после Великой Отечественной. Мы вынуждены были догонять.

В конце 1950-х и начале 1960-х годов в Советском союзе проблема акустической скрытности атомных субмарин была оценена руководством страны как общегосударственная, требующая мобилизации максимума ресурсов для ее срочного решения.

В итоге, казалось бы, не решаемую задачу решили, да еще во многом более качественно, чем за океаном. О том, как это было достигнуто, рассказывать можно долго, да и не обо всем можно еще сказать.

АПЛ второго поколения уже оказались гораздо менее шумными. А ядерные субмарины третьего поколения порой становились неуловимы для самых современных противолодочных сил Запада. Они имели уровни шумности по спектру в 20 раз ниже в сравнении с первыми АПЛ второго поколения, а уровни внутренних помех удалось снизить в 30 раз. Это не только повысило скрытность лодок, но и обеспечило эффективную работу гидроакустических систем не только на малых малошумных ходах субмарины, но и на повышенных скоростях ее движения.

В начале 1980-х годов американские специалисты оценивали наше отставание по акустической шумности не менее чем в 8 лет. И для Пентагона стало настоящим шоком появление в строю ВМФ СССР АПЛ проекта 971. Первые лодки носили такие имена, как "Тигр", "Барс" и двигались под водой также бесшумно, как дикие кошки.

Стоит напомнить примеры их блестящих подводных походов.

В операции "Апорт" в 1985 году три АПЛ проекта 671РТМ вышли из Западной Лицы, о чем, кстати, разведка НАТО знала. Однако обнаружить атомоходы им не удалось. Интенсивные поиски лодок в океане не принесли успеха, а вот советские атомоходы вели успешную работу по слежению за атомными подводными лодками ВМС США в районах их патрулирования (одна из наших АПЛ "вела" американца 28 часов).

В 1987 году в ходе проведения операции "Атрина" пять АПЛ того же проекта были потеряны американцами в Северной Атлантике, хотя со стороны США в их поиске участвовали практически все самолеты палубного и берегового базирования, шесть многоцелевых АПЛ, три мощные корабельные поисковые группы, а также три новейших корабля гидроакустического наблюдения типа "Столуорт". К этим немалым противолодочным силам присоединились даже корабли британского флота.

Наши АПЛ сумели выйти незамеченными в район Саргассова моря, где как бы случайно обнаружили себя. Успешное проведение операций "Апорт" и "Атрина" подтвердило предположение о том, что ВМС США при массированном использовании со стороны СССР современных АПЛ не смогут организовать им эффективное противодействие.

Атомные подводные лодки четвертого поколения - многоцелевые проекта 885 "Ясень" и 885М "Ясень-М", а также стратегические проекта 955 "Борей" можно считать "черными дырами". Их подводный ход противолодочные силы НАТО практически не фиксируют. "Битву за децибелы" мы выиграли.

Автор выражает благодарность доктору технических наук, профессору В.Н. Половинкину - научному руководителю ФГУП "Крыловский государственный научный центр" за консультативную помощь при подготовке этого материала.