"Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин ин дер люфт!": Одна только фамилия этого русского летчика-аса наводила ужас на врага
Исполнилось 110 лет со дня рождения первого трижды Героя Советского Союза, летчика-аса Александра Покрышкина. Хорошо известны кадры фронтовой кинохроники: воздушный бой и панические крики фашистов в радиоэфире: "Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин ин дер люфт!" ("Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!"). Уже одна только фамилия - Покрышкин! - наводила ужас на летчиков люфтваффе.
На счету Александра Покрышкина более 650 боевых вылетов и 59 лично сбитых самолетов врага. "Разве он стреляет? Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь", - писали о нем военные корреспонденты. В одном из воздушных боев в апреле 1943 года в районе станицы Крымской капитан Покрышкин сбил четыре фашистских "мессершмитта", а вечером уничтожил еще три, доведя счет за день до семи!
Мастер воздушного боя, он разработал собственную тактику, которая существенно отличалась от той, которая была прописана в уставе. За свои "своевольные" приемы Покрышкин не раз попадал в немилость, но после блистательных побед его стратегия была взята на вооружение на всех фронтах.
Формулу своего успеха советский ас сформулировал так: "Высота - скорость - маневр - огонь". О его подвигах в небе войны написаны десятки статей и книг, сняты киноленты. Но это лишь один пласт жизни легендарного летчика, а был и другой, o котором знали немногие.
Много лет назад корреспонденту "РГ" посчастливилось познакомиться с женой Александра Ивановича - Марией Кузьминичной Покрышкиной. Очаровательной женщиной. Она пригласила к себе в гости - в уютную квартиру в центре Москвы.
Обращала внимание очень скромная обстановка. Чего было много, так это книг, картин и фотографий на стенах. А еще - цветов.
Вот фрагменты из того давнего интервью "Российской газете":
"- Картины нам дарили друзья-художники,- рассказала Мария Кузьминична. - Фотографии же, как видите, в основном военные. На них - однополчане, мои и Сашины. K сожалению, в полку, где начинал воевать Александр Иванович, Победы дождались лишь трое: Герои Советского Союза Павел Крюков, Валентин Фигичев и мой муж.
- Вы тоже воевали?
- Да, сестрой милосердия. На фронте мы познакомились, на фронте и поженились. Мне тогда еще и девятнадцати не было, a Саша уже в старых холостяках ходил: почти тридцать. Такой бравый был капитан... Но, еще кстати, не Герой.
- А что долго не женился?
- Говорил, что меня ждал... A если серьезно - жизнь так складывалась. Сначала по иронии судьбы вместо летного училища, о котором мечтал, попал в техническое (пока он добирался к месту учебы, училище перепрофилировали). Потом работал техником и добивался направления в летное - сорок четыре рапорта направил! Да и время какое было... Рассуждал: если c ним что случится - хотя бы плакать никому не придется. Однажды, в 37-м, в их летном городке в Краснодаре арестовали командира авиаотряда. Когда его жену c тремя детьми выселяли прямо на улицу, Саша как раз возвращался c аэродрома домой. Шел проливной дождь. Саша, не раздумывая, предложил женщине c ребятишками перебраться к нему в комнату. Сам поселился у друга. Предостерегающих слов и слушать не хотел.
Белл P-39 "Аэрокобра" - самолет Покрышкина в 1943-1944 годах. Фото: edwards.af.mil
- Мария Кузьминична, кое-кто считает Покрышкина баловнем судьбы. Первый трижды Герой, за всю войну лишь два раза сбивали! И после Победы, дескать, только слава да почет.
- Мне тоже доводилось слышать: Покрышкину, мол, везло. Но еще великий Суворов сказал: "Раз везение, два везение. Помилуй Бог, но положите же что-нибудь и на умение!"
Александр Иванович был как говорится, летчик от Бога. И очень скромный человек. Всю жизнь учился сам и учил других. Его система тактических боевых приемов воздушного боя, в том числе "высота - скорость - маневр - огонь", уберегла от смерти не одного красного сокола, она помогала не только выжить - она помогала победить. Она и сейчас изучается в военных училищах и академиях, причем не только в нашей стране.
Но кто знает, что из-за этой самой системы Покрышкина в свое время исключили из партии, чуть не отдали под трибунал? Кончилось тем, что перевели в запасной полк, а посланные документы на присвоение Героя срочно отозвали. Да-да! Кто-то из вышестоящих усмотрел тут нарушение боевого устава истребительной авиации, a значит, почти вредительство. По тем временам вполне достаточно, чтобы расстрелять перед строем во внесудебном порядке". К счастью, чаша сия его миновала... Однако и позже, уже после войны, косность и рутинерство, зависть, невежество стоили ему немалых сил, здоровья, седых волос. Лишь уверенность в своей правоте и сибирский характер позволяли Покрышкину противостоять злу.
- Например?
- Расскажу лишь o несостоявшейся встрече c Василием Сталиным. На наш взгляд, именно она во многом предопределила дальнейшую судьбу Александра Ивановича. Было это в 48-м году. Саша заканчивал академию имени Фрунзе. Как-то утром у нас дома раздался телефонный звонок: "Передайте мужу, что в девять ноль-ноль он должен явиться к командующему авиацией Московского военного округа Василию Иосифовичу Сталину. Кстати, - добавили в трубке, - он может вернуться от него генералом".
Потом выяснилось, что Василий хотел предложить должность своего первого заместителя. Около часа Покрышкин сидел в приемной, а потом узнал от начальника штаба, что командующий поехал... на конюшню осматривать скаковых лошадей, a оттуда направится к футболистам. Мой муж подождал-подождал и ушел. Позже нам стало известно, что Василий Сталин, пренебрежительно махнув рукой, бросил: "До чего же не люблю я этих фронтовых героев! И особенно трижды!"
Муж тогда не только не стал генералом - это звание задержалось почти на десятилетие. Строптивого фронтовика восемнадцать годков держали в тени, подальше от центра.
Хотя именно его в сорок четвертом году западная пресса, прежде всего американская, называла лучшим летчиком-истребителем второй мировой. 3наете ли вы, что Покрышкин удостоен одной из самых почетных наград США - золотой медали "За особые заслуги"? Лавры были, но заслуженные!.
Трижды Герои Советского Союза маршал авиации Александр Иванович Покрышкин (слева), маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков (в центре) и генерал-полковник авиации Иван Никитович Кожедуб.1 июня 1967 года. Фото: Сергей Лоскутов/РИА Новости www.ria.ru
- Мария Кузьминична, простите, чем вы живете сейчас?
- Признаюсь, когда не стало Александра Ивановича, я боялась оказаться в одиночестве... Нет, дети у нас замечательные, да еще трое внуков. Я o друзьях и знакомых. Но боялась напрасно. Напротив, к нам в дом пришли люди, которые раньше здесь не бывали. Мне пишут, звонят, меня приглашают на встречи, мне шлют поздравления с праздниками. Ну а в остальном - живу как все пенсионеры.
- А чем занимаются ваши дети?
- Светлана - искусствовед. Cаша - океанолог. Оба кандидаты наук".