Обновлено в 15:00
Виноделы Крыма предупредили о росте цен из-за доставки вина через ДНР. Об этом РБК рассказали участники винного рынка и ретейла. Оптовая стоимость крымских вин может в итоге вырасти на 3-15%.
До открытия Крымского моста в 2018 году основным транспортным коридором, который связывал полуостров с материком, была Керченская переправа. После ЧП на Крымском мосту в октябре паромная переправа была вновь запущена для грузовиков, но возможности воспользоваться ею ограничены из-за очередей.
Если раньше грузы из Крыма доставлялись в среднем за 36-48 часов, теперь время доставки увеличилось больше чем в два раза: грузы едут от 72 до 168 часов. Транспортные тарифы выросли более чем на 85%, до 150 тысяч рублей за машину, говорят опрошенные РБК игроки рынка. Но такая ситуация только у крупных производителей, подчеркивает финансовый директор крымской винодельни «Богович» Анна Давидович:
— Мы небольшое предприятие и в данный момент отгрузку вина осуществляем не так часто, это точечные заказы. Последняя отгрузка у нас была в декабре, с подобной проблемой мы не столкнулись, так как фура ехала небольшая и свободно проехала по Крымскому мосту. Сейчас это будем выяснять как раз у своего логиста, какая информация, потому что в ближайшее время как раз планируем отгрузку.
— А с какого момента началась эта история, с момента подрыва? Сколько времени проблемы с доставкой?
— У нас конкретно глобальных проблем нет. Доставка идет дольше, но опять-таки за счет того, что мы камерный производитель, мы просто заключаем договоры с логистическими компаниями, которые осуществляют отгрузку небольшими грузовыми автомобилями, которые пока еще имеют право проезжать непосредственно по Крымскому мосту. В частности, наше предприятие столкнулось больше не с проблемой роста стоимости, а именно с логистическим плечом. То есть если раньше вино доезжало за два-три дня до Москвы, теперь это растягивается дня на четыре, как правило. Большие производители, такие как «Золотая балка», возможно, находятся в более критической ситуации.
О проблемах рассказывает крымский винодел, владелец «Инкермана» Валерий Захарьин:
— Не пропускают, по мосту не идут грузовые машины, идут только легковые и автобусы. Все. Если бы по мосту шли грузовые автомобили, было бы все решено.
— А если морем отправлять?
— Морем не хватает, два или три парома ходят, и там идет в первую очередь скоропорт.
— А паромом дешевле получится, чем через новые территории?
— Одинаково.
— То есть получается, что так, что так, все равно плюс 80%?
— Да.
— Как-то на обороте это сказалось?
— На обороте особо не сказалось.
— Получается, другого маршрута, кроме Джанкой — Мелитополь — Мариуполь — Ростов-на-Дону, нет?
— Пока нет, да.
— А с какой интенсивностью идут фуры?
— Достаточное количество.
Торговым сетям уже поступают уведомления от крупных поставщиков вин Крыма об изменении цен. Представитель ретейлера «Лента» сообщил, что крымские производители заявляют о повышении стоимости продукции от 2% до 10% из-за подорожания виноматериалов, услуг розлива и изменения логистики. О просьбах поставщиков повысить стоимость крымской винодельческой продукции из-за роста транспортных затрат рассказали РБК менеджеры еще двух крупных российских ретейлеров.