"Трудовой народ, строй воздушный флот!" Как добровольные общества укрепляли оборону СССР
ОДВФ
В начале 1920-х годов после окончания Гражданской войны молодая Советская республика столкнулась с острой нехваткой самолетов. Требовалось срочно наладить их производство. Часть средств на это в январе 1921-го выделил Наркомфин, остальное решено было собрать при помощи простых трудящихся. Чтобы помочь молодой республике вновь обрести крылья, был организован IV Всероссийский съезд работников Красного воздушного флота, на котором под лозунгом "Трудовой народ, строй воздушный флот!" было объявлено о начале сбора средств на перезапуск отечественного авиапрома.
Одновременно к всенародному участию в строительстве самолетов призывало и партийное руководство. Лев Троцкий, например, продвигал в массы идею о том, что каждый гражданин должен думать о восстановлении воздушного флота как о своей личной насущной проблеме. Донести эту мысль до трудящихся должна была главным образом советская пресса. "Нам нужна, разумеется, не самодовлеющая агитация по поводу воздушного флота, — нам нужен именно воздушный флот, многочисленный и технически совершенный. Агитация должна быть подчинена этой задаче, освещая ее с технической, промышленной, общехозяйственной, военной, политической и воспитательной точек зрения. Нужно держать читателя в курсе авиационного дела и заграницей, и у нас", — писал Троцкий в своем обращении к редколлегии газеты "Правда".
Апогеем призывов к добровольной помощи советской авиации стало создание в марте 1923 года Общества друзей воздушного флота. Костяк организации составили государственные и военные деятели, ведущие ученые и инженеры авиационной промышленности. При этом другом воздушного флота мог стать любой желающий, оказавший обществу посильную финансовую помощь. Сделать это можно было, например, купив специальные акции "на усиление авиации" или простые нагрудные значки с аббревиатурой ОДВФ, а также почтовые марки стоимостью всего несколько копеек.
За два года существования в организацию вступило более 2 млн человек, на пожертвования которых было построено 111 самолетов и несколько аэродромов, открывались новые предприятия и летные школы. Отделения ОДВФ были созданы не только в РСФСР, но и в ряде союзных республик — на Украине, в Забайкалье, Средней Азии. В Крыму появилось движение планеристов, из которого впоследствии вышли такие выдающиеся авиаторы, как прославленный военный летчик Константин Арцеулов, авиаконструкторы Владимир Пышнов и Игорь Толстых, стоявшие у истоков советского самолетостроения.
Осоавиахим
В 1925 году ОДВФ решено было ликвидировать, так как на смену ему пришел Авиахим — добровольная организация, чья деятельность была посвящена уже не только развитию авиации, но и защите населения от атак с применением химического оружия.
23 января 1927 года после слияния Общества содействия обороне (ОСО) и Авиахима образовалось Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР (Осоавиахим). Первым и самым массовым проектом организации стало создание специальных школ противовоздушной и противохимической обороны (ПВХО), где в те годы прошли подготовку сотни тысяч человек. Массовые учения стали частью жизни советских граждан, команда "Газы!" зазвучала во всех населенных пунктах. Скорость и внезапность, с которыми люди в противогазах наводняли улицы, были упомянуты в знаменитом произведении Ильфа и Петрова "Золотой теленок":
"— Товарищ! Вы отравлены!
— Кто отравлен? — закричал Остап, вырываясь. — Пустите!
— Товарищ, вы отравлены газом! — радостно повторил санитар. — Вы попали в отравленную зону. Видите, газовая бомба".
При этом структура Осоавиахима была более серьезной, чем у организаций-предшественников и не ограничивалась одной лишь подготовкой к противохимической обороне. Граждан большой страны всесторонне готовили к отражению масштабной военной агрессии.
"Нам нужно покрепче внедрить в сознание всего населения нашего Союза представление о том, что современные войны ведутся не одной армией, а всей страной в целом, что война потребует напряжения всех народных сил и средств, что война будет смертельной, войной не на жизнь, а на смерть и что поэтому к ней нужна всесторонняя тщательная подготовка еще в мирное время", — отмечал на первом совещании Всесоюзного научного общества председатель Реввоенсовета СССР Михаил Фрунзе.
В Осоавиахим мог вступить любой гражданин СССР, достигший 14-летнего возраста. На специальных курсах инструкторы учили новобранцев обращаться с оружием (особо метким присваивалось звание "Ворошиловский стрелок"), прыгать с парашютом, ездить верхом, оказывать первую медицинскую помощь. По сути, за достаточно скромные взносы (от 25 копеек до 1 рубля в квартал) молодой человек мог без отрыва от основной работы освоить новую профессию или полезный навык.
К началу Великой Отечественной войны в Осоавиахиме состояло 13 млн человек. Руководил организацией Павел Кобелев — опытный генерал, прошедший Первую мировую и Гражданскую.
Стоит отметить особую роль Осоавихима в подготовке летных и конструкторских кадров для авиационной отрасли страны. Организация стала отправной точкой для создания знаменитых на весь мир авиационных КБ Александра Яковлева и Олега Антонова. В Осоавиахиме начинал свою карьеру и Николай Камов — один из пионеров отечественного вертолетостроения, придумавший само слово "вертолет".
Один из самых запоминающихся лозунгов добровольной оборонной организации "Комсомолец, на самолет!" привлек огромную армию молодежи. За несколько лет до начала Великой Отечественной войны Осоавиахим выпустил из своих аэроклубов 150 тыс. прекрасно подготовленных летчиков и 122 тыс. парашютистов. Одним из тех, кто в те годы учил молодежь летать, был легендарный Валерий Чкалов.
Кроме всего прочего, крупнейшее в мире оборонное добровольное общество организовывало и авиаперелеты. На самолетах марки "АНТ" Андрея Туполева советские авиаторы ставили мировые рекорды, один из которых принадлежит легендарному летчику, инструктору Осоавиахима Михаилу Громову. В 1930-х экипаж под его руководством на опытном АНТ-25 пролетел 12 411 км, пробыв в воздухе 75 часов. Абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому маршруту не могли побить на протяжении многих лет.
Имена еще двух воспитанников Осоавиахима — летчиков-асов Александра Покрышкина и Ивана Кожедуба — навеки вписаны в книгу памяти героев Великой Отечественной.
Примечательно, что организация впоследствии дала путевку в жизнь и выдающемуся космическому конструктору Сергею Королеву. Группа изучения реактивного движения (ГИРД), где начинал свою карьеру Королев, была создана в 1931 году и занималась проблемами обитаемых герметичных гондол стратостатов. Эта работа позднее стала основой для разработки спускаемого аппарата гагаринского корабля "Восток".
ДОСААФ
В 1951 году Осоавиахим был переименован в ДОСААФ — Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, основными задачами которого были пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний. С 1967 года после принятия закона "О всеобщей воинской обязанности" на базе ДОСААФ стали готовить шоферов, радистов, моряков и парашютистов.
За долгие годы существования организации было подготовлено свыше 10 млн специалистов. В аэроклубе ДОСААФ научился летать первый космонавт Юрий Гагарин и первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, летчики-космонавты СССР Павел Попович, Валерий Быковский, Георгий Береговой и первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов.
ДОССАФ России и по сей день остается верным традициям отечественных добровольных оборонных организаций. Главная задача общества — готовить профессиональные кадры для Вооруженных сил по военно-учетным специальностям на основании госзаказа российского Министерства обороны. В учебных центрах ДОСААФ сегодня можно научиться водить любой автотранспорт, стрелять, прыгать с парашютом, пройти морскую подготовку и получить специальность матроса или водолаза.
Подготовил Василий Кучушев