Войти в почту

Игра со светом и тенью: в музее-заповеднике «Царицыно» пройдет выставка, посвященная стеклоделию

В музее-заповеднике «Царицыно» пройдет выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла». Она будет работать в Хлебном доме с 18 марта 2023 по 25 августа 2024 года. Экспозицию посвятят истории промышленного стеклоделия в России, его развитию и бурному росту в ХХ веке. Гостям покажут более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта.

Игра со светом и тенью: в музее-заповеднике «Царицыно» пройдет выставка, посвященная стеклоделию
© Mos.ru

«На выставке мы представим предметы XX века, созданные в техниках гранения и гравировки — пожалуй, главных способах работы со стеклом и хрусталем, которые художники активно используют и сегодня. Одним из участников выставки стал Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова, продолжающий работать в наше время», — рассказала Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно».

Стекольное дело существовало на Руси еще в X-XII веках, что подтверждают археологические находки. Есть свидетельства, что уже тогда использовалось оконное стекло. Но монгольское нашествие, раздробленность и общий упадок прервали историю отечественного стекла вплоть до Нового времени.

В 1635 году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича швед Елисей Койет создал «скляничное дело» для нужд Аптекарского приказа. В 1668-м появился казенный завод в Измайлове, выпускающий высокохудожественные изделия. Он обслуживал царский двор, а уже в 1751 году предприятие стало полноценным производством.

До 1917 года продукция Императорского стекольного завода была известна во всем мире, но из-за дороговизны ее могли купить не все. К концу XIX века в различных странах узнали и о мальцовских заводах, во многом благодаря искусному декору изделий, называемому еще «мальцовской гранью». Октябрьская революция и последовавшая за ней индустриализация свели на нет все успехи в стеклоделии.

Кураторы выставки отмечают, что история художественного стекла в России XX века неоднократно прерывалась, чтобы затем начаться вновь. Так, было создано управление стекольной промышленности «Главстекло», велось строительство заводов, открылся экспериментальный цех на базе Деминской зеркальной фабрики в Ленинграде под руководством скульптора Веры Мухиной. Это привело к тому, что уже в 1960-е годы советские художники-стекольщики стали триумфаторами многочисленных международных конкурсов и ярмарок. Однако с распадом СССР, кризисами 1990-х и 2000-х годов большинство производств художественного стекла столкнулись с серьезными испытаниями, которые не смогли пережить. Сегодня в России действует всего одно предприятие, которое относят к числу дорогих стекольных производств, — Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова.

Выставка «На грани» предлагает проследить историю становления отечественного стеклоделия с послевоенных лет и до наших дней. В первой части экспозиции, которая посвящена гравировке, можно увидеть работы художников так называемых московской и ленинградской школ. Например, блюдо «Ника» Адольфа Курилова, проработавшего в Гусь-Хрустальном почти 40 лет и создавшего там около трех сотен изделий, и композицию «Песня о первом» Юрия Бякова, изготовленную на Ленинградском заводе художественного стекла. В отдельном зале представлены произведения художников, работающих сегодня. Среди них «Ангел» Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого, состоящий из пяти блоков оптического стекла, установленных на медленно вращающемся диске из черного стекла.

В зале, посвященном гранению, можно будет узнать больше о главных производственных центрах. Там покажут композицию из цветного хрусталя «Колоннада» Мироны Грабарь, работавшей на Дятьковском хрустальном заводе, и вазу «Лось» Антонины Абрамовой, выполненную на Борисовском хрустальном заводе имени Ф.Э. Дзержинского в городе Борисове в Белоруссии. Завершат этот раздел экспозиции произведения современных авторов, работающих с Гусевским хрустальным заводом.

Экспонировать стекло — задача повышенной сложности. Архитектор выставки Майя Фролова придумала радиусные витрины со скругленными углами и многоточечную подсветку для каждого предмета. Впервые при создании выставочного пространства использовалось такое количество световых приборов — от гибкого неона и лайтбоксов до линейных светильников, спотов и многого другого.

В фонде музея «Царицыно» хранится более четырех тысяч предметов из стекла, созданных на Ленинградском, Дятьковском, Гусевском и Борисовском и других заводах. В 2022 году был издан первый том книги «Художественное стекло ХХ — начала XXI века», ставшей продолжением многотомного собрания генерального каталога музея. В издание включено 454 работы 82 авторов советской школы стекла. Второй том выйдет в этом году.

Кураторами выставки выступили главный хранитель музея-заповедника «Царицыно» Елена Карасева, заведующая научно-исследовательским отделом музея Александра Герасимова и хранитель музейных предметов Светлана Парчак.