В. Алкснис: «Через Мурманск к нам западные аэростаты летали каждую неделю, до Урала долетали»
История с китайским метеозондом над территорией США, который несколько дней кряду тщетно пыталась сбить хваленная американская авиация при поддержке самого мощного, как считается, американского же военного флота, немало позабавила мир. А заодно и навела на размышления.
Случилось все в небе над штатом Монтана, где завис воздушный шар. Точнее, беспилотный аэростат для изучения атмосферы.
Как позже выяснилось, китайский. Висит он себе в стратосфере один день, другой, никого, что называется, не трогает. Что сильно возбудило янки, принявшего его за шпиона.
У «гегемона» там расположены важные военные объекты. В том числе, аэродромы для стратегических бомбардировщиков и базы межконтинентальных баллистических ракет Minuteman III. Уж не они ли привлекли сюда незваного воздушного гостя?
Несколько дней Пентагон никак не мог решить, что с ним делать. Сбивать? Но от обломков шара, которые неизбежно упадут на землю, могут пострадать люди. Хотя население в данном штате малочисленное и риск был минимальный. Не сбивать? Наконец, после долгих консультаций, американцы решились на второе.
Что из этого вышло, известно: новейшие истребители с ракетами класса «воздух-воздух» на борту одной из сильнейших армий мира оказались бессильны – их бортовые компьютеры попросту «не сработали» на холодный шар с гелием. Да и высота аэростата превышала практический потолок высоты истребителей F-22 Raptor и F-15 Eagle в 15-18 км. Не помогли в масштабной операции по поимке потенциального шпиона и корабли Военно-морских сил.
Сбить «воздушный шарик» янки смогли только когда он, потеряв значительный объём гелия, снизился до высоты уверенного поражения шестиствольной пушкой F-35. Над Атлантикой, в Южной Каролине…
На этом история с заблудившемся в небе метеозондом, не заканчивается, перейдя в «земную плоскость». А именно к дипломатическим разборкам между США и КНР (перенос поездки госсекретаря Блинкена в Пекин). И хорошо, если дипломатическими ограничится. В чем сомневается, например, российский сенатор Алексей Пушков. По его мнению, происшедшее «коснется восприятия КНР и ее технологических возможностей в Америке». «Если бы в Вашингтоне приняли объяснения Пекина, что это просто гражданский научный аппарат, вряд ли бы там приняли решение отложить визит Блинкена», - справедливо заметил он.
Для России «аэростатный прецедент» может быть принципиально важным. Особенно в нынешней сложной геополитической ситуации и с учетом накачивания киевского режима западным оружием.
На что обратили внимание все, кто следил за этим инцидентом - и военные спецы и рядовые граждане разных стран? На то, что гелиевый «шарик» спокойно, без шума и пыли, проник в воздушное пространство сначала одной страны - Канады, расположенной в тысячи милях от точки старта, затем на территорию континентальной Америки, которую прошел, считай «насквозь» от севера до юго-запада. А если шар действительно был шпионом, напичканным разведывателной аппаратурой? Сколько мог успеть зафиксировать и передать, куда и кому надо!
К слову, подобный случай был и в нашей стране. Причем, сравнительно недавно. В 1998 -м году в воздушном пространстве России оказался канадский метеозонд. Поднятые в небо на перехват два канадских же истребителя успели продырявить эту свою «штучку» выстрелами из 20-мм пушки. Реактивные осколочно-фугасные снаряды - более тысячи выстрелов - дырявили шар, но этого не хватило, чтобы он начал сдуваться и снижаться. Шар продолжал спокойно дрейфовать над нашей землей…
Мораль? Нашей бы армии сейчас таких «воздушных шариков»!
- Всё то, что летает высоко, в принципе, можно использоваться в любых целях. Хоть научных, хоть военных, - ответил на звонок «СП» Михаил Леус, ведущий сотрудник Центра погоды «Фобос», выпускник Военно-космической академии им. Можайского. – В зависимости от задач выбирается и аппарат. Метеорологические обычно небольшие, сравнительно недорогие, одноразовые. Их корпус изготовлен из пенопласта. Шар заполняется гелем, раздувается в диаметре на полтора-два метра. К нему крепится радиозонд. Конструкция поднимается на высоту 20-30 км, управляется ветром и т.д. Но для военных нужд требуются совсем другие устройства. В тысячу раз больше, сложнее, тяжелее и дороже.
«СП»: - Тоже одноразовые?
- Нет, летать могут сутками.
«СП»: - Считаете, что для разведки метеозонды не годятся, а в Великую Отечественную их усовершенствовали и успешно использовали в сборе данных для авиации, артиллерии, других родов войск.
- Другое было время.
«СП»: - Аппаратура, которой пользуются сейчас ваши коллеги, как я поняла, давней разработки. Но появляются у нас и более современные. Минувшим летом ученые Московского физтеха представили, например, созданный ими аппарат, на порядок повышающий точность нужных данных, способный изучать верхние слои атмосферы. Размером он с детское ведерко, к которому крепятся дополнительные блоки аппаратуры, датчики. Военные специалисты, видевшие его, говорят – подойдет и для специальных задач…
- Им виднее.
Развивает тему Виктор Алкснис, полковник авиации в отставке, народный депутат СССР (1989-1991 гг.).
«СП»: - Вам, как профессиональному летчику, приходилось во время службы иметь дело с аэростатами, Виктор Имантович?
- Была одна «громкая» история в 1983 году, когда с Запада на территорию нашей страны стали запускать аэростаты – практически ежедневно и по несколько штук в день. На протяжении примерно полугода. Летели они со стороны Мурманска, а оттуда почти через всю нашу территорию. Поначалу командование приняло их за НЛО. Наше ПВО их не фиксировало, только наземные службы, так как они были небольшими. А когда к ним приближались наши самолеты, эти «НЛО» начинали маневрировать.
«СП»: - То есть, были управляемыми – сорок лет назад?
- До сих пор непонятно. Но, похоже, «вел» их не только ветер. Долетали они до Урала и там исчезали. Оперативно была создана госкомиссия. Я тоже участвовал в ее работе. Возглавил ее маршал Николай Огарков, в то время начальник Генштаба. Это по его команде осенью того же года советской ПВО был сбит над Камчаткой южнокорейский «Боинг». Как завил тогда маршал, под прикрытием пассажирского лайнера следовал американский самолет-разведчик… Так вот аэростаты. Они летали над нашей страной с полгода. Члены комиссии пытались понять, что это, откуда, для чего и как с этим бороться. Но, увы...
«СП»: - Так ни одного и не сбили?
- Дело было объявлено сверхсекретным. Только слухи вокруг него ходили. Согласно одному, сбито было два чужеземных аэростата – в районе города Горький (ныне – Нижний Новгород) и на Ладоге в Ленобласти. Все, больше ничего.
«СП»: - Но союзный Минобороны как-то ответил на засланных «летающих казачков»? Тогда действовали решительно!
- О наших запусках, если они и были, ничего неизвестно. У нас в стране в городе Вольске Саратовской области была в те годы специализированная воздухоплавательная эскадрилья. Очень серьезная команда! Там велись научные разработки. Строились аэростаты. Производилась необходимая аппаратура. Готовились специалисты. Регулярно проводились учения.
«СП»: - Центр в Вольске работает и сейчас?
- Его закрыли ещё при Ельцине. С военными при этом даже не посоветовались… Сейчас, насколько я знаю, использование аэростатов в разведывательных целях признано малоэффективным. Они же летят исключительно по ветру. А тот непредсказуемо меняет направление. Нужны космические средства. Спутники. У нас с этим проблема. Нет соответствующей группировки, в отличие от США, имеющих с десяток разведывательных высокополетных самолетов типа АВАКС с плоской тарелкообразной антенной сверху фюзеляжа.
В России на базе военного транспортника Ил-76 стали было делать самолёты такого класса и уровня. Было их в общей сложности полтора десятка. На данный момент большая их часть выработала свой ресурс. В Белоруссии, кажется, один еще летает. Поэтому мы не в состоянии вести сейчас авиаразведку, противостоять в этом американской на равных.
«СП»: - Была информация, что у них дирижабли висят над Тихим и Атлантическим океанами, контролируя с помощью «навороченной» аппаратуры воздушное, водное, наземное движение…
- …Благодаря чему получают огромный объем информации. А у нас из-за дефицита электроники большие трудности с технологическими «наворотами». Из-за этого лет двадцать уже пытаемся модернизировать самолеты А-100 на базе Ил-76МД-90А. Но все никак не дойдет до госиспытаний. И мало выпускаем транспортных самолетов - всего 12 за 10 лет. А они крайне важны как транспортники, и как десантные, и воздушные заправщики. Куча проблем еще!