Войти в почту

Иногда дочка — это просто дочка: кореевед Асмолов оценил перформанс Ким Чен Ына на параде в Пхеньяне

Недавний парад в Пхеньяне в честь 75-летия образования Корейской народной армии содержал множество интересных моментов. Наибольший интерес обывателей вызвала дочь лидера страны Ким Чен Ына, которая лишь недавно стала появляться на публике. Однако, как отметил в комментарии для «Слово и Дело» кандидат исторических наук, кореевед Константин Асмолов, иногда дочка — это просто дочка.

Иногда дочка — это просто дочка: кореевед Асмолов оценил перформанс Ким Чен Ына на параде в Пхеньяне
© Слово и Дело

Кто там с папой на трибуне

Северокорейские лидеры никогда не баловали окружающих обилием подробностей о своей семейной жизни. При Ким Чен Ыне эта традиция заметно сдала позиции, но полностью не исчезла. Так, первое публичное появление дочери главы КНДР предположительно произошло лишь в сентябре прошлого года. Тогда, во время праздника, группа детей исполнила перед Ким Чен Ыном национальный танец. Внимательные журналисты обратили внимание, что одну из выступавших девочек оператор показывает чаще других и предположили, что это и есть дочь главы государства. В середине ноября девочка, которую, по всей видимости, зовут Ким Чжу Э, уже официально наблюдала за демонстрацией новой межконтинентальной ракеты, чем наделала немало шума и породила множество мемов. Теперь же дочка Ким Чен Ына появилась вместе с отцом на трибуне, с которой тот приветствовал проходящие парадом войска.

Парад — это про военных

Публичное присутствие Ким Чжу Э на параде мгновенно вызвало шквал рассуждений на тему того, что в будущем у Северной Кореи будет лидер женского пола. Однако, как пояснил корреспонденту «Слово и Дело» Константин Асмолов, за этим эпизодом можно не заметить действительно важных моментов парада. «Дочка на самом деле — это просто дочка. Ей то ли девять, то ли одиннадцать лет. Поэтому рассуждения о том, что девочку уже назначили будущим главным — это разговоры в пользу бедных и спекуляции для пхеньянологов. Более интересны другие моменты. Например, то, что там показали новую твердотопливную ракету, о разработке которой говорили в прошлом году. Причем не как уникальный экземпляр, а уже четыре установки. То же самое касается и МБР, которые добивают до Вашингтона. Они прошли на параде, и это знак того, что это не уникальное оружие, а нормальное, присутствующее в войсках», — отметил эксперт. Также парадные коробки двигались по площади Ким Ир Сена в Пхеньяне, неся перед собой портреты героев войны и соратников Ким Ир Сена. С точки зрения Константина Асмолова, это является творческой переработкой популярной в России акции «Бессмертный полк». Да и в целом нельзя не отметить, что действо было выстроено по всем канонам медиамаркетинга. «Сейчас северокорейцы начали снимать очень качественные материалы с точки зрения пиара и пропаганды. И это тоже заслуга Ким Чен Ына. Там вообще парадными колоннами проходили не только стандартные войска, которые обычно ходят на парад, но и всякие, условно говоря, снабженцы, связисты и так далее. И это довольно важно, потому что Ким, который и сам имеет военное образование, очень хорошо понимает все слагаемые военного успеха и воздает хвалу не только тем, кому принято, но и тем, кому надо», — подчеркнул Асмолов.

Место женщины в Северной Корее

При этом концентрация внимания на дочке лидера страны может быть вызвана не только ее ранее непубличным статусом, но и ошибочными представлениями о Северной Корее. В глазах обывателя, который находится под влиянием антисеверокорейской пропаганды, закрытость государства легко совмещается с мнением, будто в КНДР царит патриархальный уклад, и роль женщины сводится, как сказали бы жители Германии, к заботе о кухне, церкви и детях. Однако это в корне неверный взгляд на вещи. «В Северной Корее, как и в Советском Союзе, сразу же декларировали равенство в этом смысле. И хотя в верховном народном собрании женщин было 17-18%, но в Южной Корее до этих процентов дошли только в последнем составе парламента. При Ким Чен Ыне количество женщин на высоких постах только увеличилось. У них сейчас министр иностранных дел женщина, не говоря уже про первую сестру. Формально она, конечно, замзавотдела ЦК, но де-факто выступает в качестве ведущего спикера по межкорейским и корейско-американских вопросам», — рассказал кореевед. Что касается появления девочки на таких специфических мероприятиях, как военный парад или испытания ракетной техники, то этот факт у Константина Асмолова удивления не вызывает, поскольку ее отец в свои юные годы занимался тем же самым. «Ким Чен Ын в детстве довольно много интересовался техническими вопросами, авиамоделированием. Причем не только покупал и собирал модели, но и сам пытался что-то делать. Не исключаю, что дочка в этом смысле пошла в отца и интересуется этой проблематикой. Поэтому в мемах категории «своди дочку на работу, устрой ей праздник» есть доля правды», — пояснил специалист. Таким образом, концентрировать внимание на окружении Ким Чен Ына во время парада по случаю 75-летия образования КНА и заниматься предсказаниями в духе советского гадания по месту чиновника на трибуне мавзолея не стоит. Иногда сны — это просто сны, а дочери — это просто дети, которых одинаково любят американские, русские или северокорейские родители. Гораздо больший интерес представляют новинки военной техники, прокатившиеся по площади Ким Ир Сена. Но это материал для отдельной большой статьи. Ранее политолог, глава Центра белорусских исследований ИЕ РАН Николай Межевич прокомментировал журналу «Слово и Дело» африканские турне главы МИД РФ Сергея Лаврова и президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, а также объяснил, как при внешней разнице в подходах Москва и Минск добиваются общих целей на Черном континенте.