Войти в почту

Волга стала «дорогой жизни»: как речники-краснофлотцы приближали победу под Сталинградом?

80 лет назад завершилась Сталинградская битва. Это была поворотная точка не только в Великой Отечественной, но и во всей Второй мировой войне. Именно тогда отступавшая долгие месяцы Красная Армия вдруг остановилась и, накопив силы, двинулась на врага. У этой победы три главных составляющих: талант и мужество советских полководцев, которые сумели удержать город, а затем спланировать операцию «Уран»; подвиг тыла: простых рабочих, инженеров, которые обеспечили армию всем необходимым, и конечно, героизм советских солдат, для которых «за Волгой земли не было». Битва за город шла на земле, в небе и на воде. О подвигах речников-краснофлотцев рассказывает обозреватель «МИР 24» Дмитрий Барбаш.

Волга стала «дорогой жизни»: как речники-краснофлотцы приближали победу под Сталинградом?
© Мир24

Этой встречи Галина Владимировна ждала 78 лет. На катере БК-31, приняв последний бой, погиб ее отец Владимир Карпович Коллегов.

«Вот видите, какая пробоина. Кто здесь погиб? Отец, может быть, мой? Я когда подошла, меня начала журналистка расспрашивать, я ничего не сказала. Только вот так катер обняла. Мне было тяжело увидеть, как он там, в этом катере, Боже мой», – поделилась дочь краснофлотца Владимира Коллегова Галина Кузнецова.

Ей был всего год, когда отец ушел на фронт. Остались только пожелтевшие фотографии и письма.

«Он маме писал, говорил, что приехать не может: по Волге туда-сюда. Раненых, больных было много. Перевозка была на катерах», – рассказала Галина Кузнецова. БК-31 подняли со дна Волги в 2017-м. На борту поисковики обнаружили оружие, личные вещи и останки 11 человек. Один из них – краснофлотец Коллегов.

«Он сумел подбить танк четырьмя снарядами с одного раза и в том же бою подбил еще три танка. И был награжден медалью, которая пришла позже, после гибели», – сообщил сотрудник военно-исторического музея «Наследие» Дмитрий Зимин.

Свой последний рейс БК-31 выполнил в ночь на 9 октября 1942-го. В трюме были раненые, которые обороняли завод «Красный Октябрь».

«Считается, что немецкие артиллеристы, пристреляв квадрат на траверзе острова «Голодный», сумели подкараулить бронекатер и повредить его огнем. В светлое время суток добили его прямой наводкой», – рассказал Дмитрий Зимин.

Это было не просто грандиозное сражение, а одна из переломных битв всей Второй мировой. К 17 июлю 1942 года 6-я немецкая армия имела в своем составе около 270 тысяч человек, 3 000 орудий и минометов, около 500 танков и более тысячи самолетов. Нацистам противостоял Сталинградский фронт: 160 тысяч человек, 2 200 орудий и минометов, около 400 танков и 454 самолета. На стороне Вермахта сражались и союзники.

«Штурмовала город 100-я егерская дивизия, в которую входил хорватский полк. Если говорить о кампании в целом, то на Дону стояли еще итальянцы и венгры», – сказал кандидат исторических наук, сотрудник Института военной истории Алексей Исаев.Под Сталинградом воевала и 3-я румынская армия генерала Думитреску. Более 150 тысяч человек. Потом немцы говорили: именно союзники стали на Волге слабым звеном.

«Румыны во всем виноваты, то есть румыны побежали, венгры побежали, итальянцы побежали, союзники нас предали. И из-за этого случился Сталинград. Никто иной, как Гитлер, приказал вывести с фронта все части, венгерские, румынские, итальянские», – сказал Алексей Исаев.

Битва длилась 200 дней и 200 ночей. Она стала самой кровопролитной в истории человечества. Средняя продолжительность жизни советского пехотинца в окопах города равнялась 15 минутам. Сталинград называли «воротами Кавказа».

«С потерей нефтепромыслов Советский Союз остался бы без горючего, без топлива для электростанций, работающих на мазуте. И при потере Сталинграда СССР мог выбыть из активных участников Второй мировой войны», – пояснил Алексей Исаев.

Главной артерией, по которой снабжали части Красной Армии, стала Волга. «В июле немцы начали массированные налеты на Волгу с целью прервать поставки нефти, грузов. Очень много судов было потоплено. Когда сопровождать караваны начали бронекатера, потери судов уменьшились», – рассказал руководитель Фонда исторических исследований «Открытая история» Артем Чунихин.

Сталинград обороняли соединения 62-й армии генерала Василия Чуйкова и 64-й армии генерала Михаила Шумилова. Советские солдаты сражались за каждый дом, каждый этаж, каждую комнату.

«Волжская флотилия играла исключительную роль в снабжении советских войск на западном берегу Волги. 62-я армия получала снабжение благодаря прикрытию Волжской флотилии. Кроме того, Волжская флотилия высаживала десант», – отметил Алексей Исаев.

Это место называется Остров Людникова. По фамилии командира 138-й стрелковой дивизии. Небольшой клочок земли на правом берегу Волги больше месяца сковывал огромные силы противника.

«В этом жилом доме находился наблюдательный пункт полковника Людникова. Отсюда весь плацдарм был как на ладони. К 11 ноября в дивизии, в которой должно было быть 10 тысяч человек, оставалось не больше тысячи», – отметил Дмитрий Барбаш.

Ситуация складывалась критическая. Снабжение отрезано. Продовольствия нет. У красноармейцев осталось по паре гранат и несколько десятков патронов. Пробиться к ним смогли только бронекатера.

«Краснофлотцами была разработана своеобразная тактика. Два бронекатера выходили, вели огонь по немцам, отвлекая на себя внимание. А другие два шли от «Красного Октября» вдоль берега», – сказал Артем Чунихин. Они были и мощным оружием. На бронекатерах устанавливались пушки, крупнокалиберные пулеметы. Маневренные и быстрые, они часто вступали в бой с немцами.

«На некоторых катерах, их было только, к сожалению, четыре штуки, стояли пусковые реактивные установки «Катюши», которые с Волги стреляли реактивными снарядами», – сказал Дмитрий Зимин.

На этом постаменте пожарно-спасательный катер «Гаситель». Во время Сталинградской битвы он тоже был в составе Волжской флотилии, как и десятки других гражданских судов.

«Еще входили тральщики и канонерские лодки. На тральщики лег груз разминирования Волги, потому что немцы сбрасывали, фактически, морские мины, а канонерские лодки (самые большие речные корабли) были на основе колесных пароходов дореволюционной постройки», – рассказал Артем Чунихин.

Его до сих пор называют 14-летним капитаном. Александр Еремин вырос в семье речников. После седьмого класса окончил курсы судоводителей. В 1942-м на небольшом буксире вместе с отцом возил в Сталинград боеприпасы, спасал людей.

«Я слышу детский плач. Остановились, дым прошел, огонь. Лодка показалась. Лодка без весел. Отец отгородил огонь, он к лодке подходил. Людей вытащили из лодки, детишек вытащили», – поделился воспоминанием участник Великой Отечественной войны Александр Еремин.

Однажды он принял на себя командование, когда буксир «Пожарский» остался без капитана. Время было такое, вспоминает ветеран, когда дети на боевой вахте сменили взрослых.

«Наша дума была, чтобы победить быстрее Гитлера и чтобы мирное время настало», – подчеркнул Александр Еремин.

На перегруженных судах под градом бомб, снарядов и мин днем и ночью юный капитан перевозил и бойцов 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Родимцева, когда положение в городе было критическим. В одном из таких рейдов Александр Николаевич получил ранение.

«Мины летят, я упал на палубу, когда мины взорвались, тишина. Я захотел встать на ногу, а ноге больно», – рассказал Александр Еремин.

Во время Сталинградской битвы на Волге работали 19 переправ от Камышина до Светлого Яра. За время сражения погиб 531 речник, затонуло 413 судов, но победа осталась за ними. Общие потери немцев и их союзников были огромными – более полутора миллионов человек. В плен попали более 300 тысяч, и стратегическая инициатива окончательно перешла к Красной Армии.