Сны Пришвина попали в нейросеть: В Литературном музее открылась выставка к юбилею писателя

Писателя Михаила Пришвина мы знаем с младых ногтей, ведь это он приоткрыл нам "Кладовую солнца" и отправил "В край непуганых птиц", прославившись как автор произведений о природе и охотничьих рассказов. И нет у нас с тех пор писателя, столь чутко подмечавшего красоту окружающего мира, как на бумаге, так и сквозь объектив фотоаппарата. Недаром Константин Паустовский называл его "певцом русской природы".

Сны Пришвина попали в нейросеть: В Литературном музее открылась выставка к юбилею писателя
© Российская Газета

Но сам Пришвин своей главной книгой считал дневник, который вел на протяжении полувека, отразив в нем эпоху: ключевые события русской истории XX века, от Первой мировой войны и революции до смерти Сталина. И по сей день, открыв эти записи, пропадаешь и диву даешься, отыскав в них нас сегодняшних. Вот хотя бы запись в дневнике от 26 января 1918 года: "Оглянешься на себя - не видно себя, как щепку в бушующем море. И так все кругом: один ведет мирные Брестские переговоры, а кругом него гражданская война, другой, спасая Украину, топит отечество, третий в ожидании пробуждения страны запасается сухарями и монпансье".

Юбилейная выставка "Михаил Пришвин: Главная книга", открывшаяся в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля в Доме Любощинских - Вернадских, представляет итог многолетнего исследования феномена Михаила Пришвина в его разных гранях, который нам только предстоит разгадать. На протяжении всей жизни Пришвин исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях и, конечно, о связи человека с природой. "Михаил Пришвин - камерный писатель, умевший в отдельном листе и капельке видеть весь мир", - сказал о нем директор Литмузея Дмитрий Бак, открывая вернисаж.

Фото: Олеся Курпяева/ РГ

На выставке знакомство с Пришвиным начнется с одного важного эпизода из его жизни - изгнания из Елецкой классической гимназии, где он проучился всего лишь до четвертого класса и был отчислен "за дерзость учителю", да не абы кому - а самому Василию Розанову, который преподавал там географию. В дальнейшем Пришвин скажет, что именно это дало ему толчок в жизни, а к Розанову он будет бесконечно обращаться в своих дневниках.

Но кто же такой Пришвин на самом деле? Автор очерков про разведение раков, красивейших текстов о природе или философ, в чьих дневниках найдутся ответы на актуальные вопросы наших дней? Заядлый путешественник и любитель цивилизации, досконально изучавший все новое от фотоаппарата до ружья? Автолюбитель, прославившейся как самый пожилой водитель в Москве - за рулем своего авто он находился до 80 лет?

Есть у него весьма забавная запись об автомобиле: "Сколько лет я ждал то самое, что дает мне теперь ГАЗ 69! И вот она со мной, казалось бы, чего лучше: счастье достигнуто. Но я счастливым себя не считаю, теперь в голове моей такая мысль, чтобы в лесу машина тихонько ходила за мной, и я бы мог ей приказывать на ходу "Подожди!", или позвать к себе, или крикнуть "ау!", и она прогудит.

Тут нет ничего невозможного, и так будет непременно, и весь вопрос во мне, дождусь ли я, и если дождусь, то нужно ли мне в моем будущем будет, чтобы машина ходила за мной по лесам".

На выставке каждый найдет своего Михаила Пришвина. Здесь можно услышать голоса современников о нем - Блока, Горького, Розанова и многих других. Изучить карту его литературных путешествий, которая широка и практически каждая точка остановки - от Дальнего Востока до Грузии - отразилась в его произведениях. Прогулявшись сквозь инсталляцию березовой рощи, где кору деревьев образуют тексты писателя, а через "глазки" стволов можно увидеть пришвинские макросъемки, для которой у писателя было множество всяких прибамбасов, здесь можно окунуться в мир автора "Жень-шени" и "За волшебным колобком", изучить его личные вещи: письменный стол, печатную машинку, фотоаппарат, охотничьи принадлежности, оптические инструменты для наблюдения за природой и многое другое. На выставке также представлены книги из библиотеки писателя и обширная коллекция фоторабот. Ну и юные читатели тоже не заскучают, смогут поиграть в интерактивную игру "Кладовая солнца".

Сегодня, вспоминая Пришвина, открывая его для себя заново, мы видим очень активного и современного, опережающего свое время человека. Возможно поэтому хулиганская задумка кураторов выставки - пропустить описание снов Пришвина из его дневников через нейросеть - не выглядит такой уж шалостью. Пришвину бы это понравилось, он первым бы и запустил свои сновидения в эту новомодную "игрушку", чтобы полюбоваться получившимися картинками.

Фото: Олеся Курпяева/ РГ

Михаил Пришвин написал в своем завещании: "Верно судить о писателе можно только по семенам его, понять, что с семенами делается, а для этого время нужно и время. Так скажу о себе (уже 50 лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца, становится основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки. Милый друг, если ты переживешь меня, собери из листков этих букет и книжечку назови "Незабудки".

И нет никаких сомнений, что цветочки эти цветут до сих пор, стоит только их найти и разглядеть. К слову, "Незабудки" - так называлась книга, изданная женой Пришвина уже после его смерти. Ее также можно увидеть на выставке, которая основана на материалах фондов ГМИРЛИ имени В. И. Даля с привлечением экспонатов из коллекций Орловского объединённого государственного литературного музея И. С. Тургенева, Российского государственного архива литературы и искусства и частных собраний.

Кстати

В год 150-летия писателя часть его наследия, которое насчитывает 18 томов, будет издано. Пять томов дневников и пять томов художественной прозы готовятся к публикации в издательстве "Росток". Яна Гришина, заведующая отделом Государственного Литературного Музея "Дом-музей М. Пришвина в Дунино" и один из кураторов выставки пояснила, что тома, посвященные художественной прозе, будут изданы в контексте дневника. А также рассказала, что однажды Александр Солженицын предложил вдове Пришвина - Валерии Дмитриевне Лиорко - издать дневники писателя за границей, а Валерия Дмитриевна отказалась, заверив, что Михаил Михайлович хотел бы, чтобы они были изданы в России.