Войти в почту

ТАСС в спецпроекте разобрался в техническом устройстве легендарной Дороги жизни

МОСКВА, 18 января. /ТАСС/. ТАСС в новом спецпроекте изучил научное и инженерное устройство исторических военных дорог 101 и 102, также известных как Дорога жизни. Выход спецпроекта приурочен к 80-летию прорыва блокады Ленинграда: 18 января 1943 года во время операции "Искра" был освобожден город Шлиссельбург, после чего у осажденного Ленинграда появилась возможность восстановить сухопутное сообщение с остальной страной.

ТАСС в спецпроекте разобрался в техническом устройстве легендарной Дороги жизни
© ТАСС

Спецпроект разделен на три части: Дорога смерти, Дорога жизни и Дорога победы. В первой – в фокусе внимания обстоятельства возникновения ледовой трассы через Ладожское озеро. Начало блокады, введение норматива на выдачу хлеба, необходимость досконально изучать температурный режим и свойства ладожского льда, и первые работы по прокладке и созданию инфраструктуры для военных дорог. В главе показано развитие логистики – от первых разведывательных выездов водителей в кромешной темноте и с выключенными фарами до отлаженного движения, с освещением, регуляцией, пунктами ремонта и обогрева и регулярной снегоуборкой. Вторая глава посвящена инженерным нововведениям – прокладке инновационного по тем временам бензопровода по дну Ладожского озера, работам по обеспечению города электричеством и разработке научного прибора "прогибограф". Благодаря его замерам ленинградским ученым удалось высчитать "запрещенную" скорость движения автомобилей по Дороге жизни и уберечь несколько сотен экипажей от провала под лед. В третьей главе рассказывается о нереализованных планах по налаживанию полноценного железнодорожного движения по льду – и о прорыве блокады.

"Тема научных открытий не так часто встречается в литературе и в информационном пространстве, часто это отдельные факты, не дающие полного представления о событиях того времени. А ведь история блокады Ленинграда, история Дороги жизни – это не только героизм защитников и жителей города, это уникальный, не имеющий аналогов в мировой истории научно-инженерный проект. Как специалист по истории Дороги жизни могу подтвердить, что информация в проекте проверенная, достоверная, подтвержденная архивными данными", – подчеркнула в разговоре с ТАСС научный консультант проекта Лариса Коповая, младший научный сотрудник музея "Дорога Жизни", филиала Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого.

История Дороги жизни рассказана через анимированные схемы, графики и планы, например, уникальную с точки зрения данных карту глубин Ладожского озера или интерактивную схему устройства прогибографа. Главы проиллюстрированы документальными фотографиями из архивов музея "Дорога Жизни", а также достоверными 3D-моделями техники военных лет (грузовик ГАЗ-АА "Полуторка" и тд). В проекте реализовано нестандартное композиционное решение – обложка с названием проекта расположена не в начале материала, а появляется после короткого драматичного введения, рассказывающего о начале блокады.

Навигация по Дороге жизни

Снабжение осажденного города с сентября 1941 по март 1943 года осуществлялось по единственной военно-стратегической транспортной магистрали, проходившей через Ладожское озеро. По ней подвозили боеприпасы, вооружение, продовольствие, топливо, эвакуировали больных и раненых, а также оборудование с заводов и фабрик. В навигационные периоды перевозки проводились по водной трассе, в период ледостава – на автотранспорте по ледовой дороге, названной ленинградцами "Дорогой жизни". Только за первый сезон работы ледовой трассы в Ленинград было доставлено более 360 тыс. тонн полезных грузов. Из осажденного города вывезли 550 тыс. человек, а также около 3 700 вагонов ценного промышленного оборудования и предметов искусства.

Операция "Искра"

Операция под кодовым названием "Искра" проводилась силами ударных группировок двух фронтов: Ленинградского (командующий - генерал-полковник Леонид Говоров; в составе фронта - 67-я армия и 13-я воздушная армия) и Волховского (командующий - генерал армии Кирилл Мерецков; в составе - 2-я ударная армия, 8-я армия, 14-я воздушная армия). Содействие им оказывали части сил Балтийского флота ВМФ СССР и авиации дальнего действия. Ударные группировки насчитывали в общей сложности 302 тыс. 800 солдат и офицеров, около 4 тыс. 900 артиллерийских орудий и минометов, более 600 танков и около 800 самолетов. Целью операции был разгром группировки противника южнее Ладожского озера и восстановление связи Ленинграда с остальной территорией СССР по суше.