У летчиков – сезон отлета
Власти США охотно дают виды на жительство ценным специалистам, желающим выехать из России. Пока речь идёт о рабочих визах, но, судя по инсайдерской информации, особо нужным сотрудникам в перспективе светит и гражданство. Никаких политических требований, что характерно, нет, просто сманивают «длинным долларом». И обещанием жизни в стране, где стабильная экономическая ситуация. Чем ответят российские чиновники?
Американские власти добавили лётчиков гражданской авиации в так называемый «список востребованных профессий», и результат уже есть. Народ массово сдаёт документы, и, несмотря на долгие проверки, таки обретает место работы. Коей в РФ нынче нет.
В связи с резким сокращением числа рейсов, а также проблемами с обслуживанием авиапарка, многих пилотов отправили в неоплачиваемые отпуска. Кто-то смог устроиться в соседние страны, но там и зарплаты ниже, и число мест ограничено. Штатовцы увидели «кадровый резерв» и не преминули им воспользоваться.
Причём выгода тут двойная. Во-первых, собственно лётчики, таковые в гражданской авиации нужны. Во-вторых, это ослабление обороноспособности России. Или это даже «во-первых»...
«Белорусских лётчиков сейчас будут учить летать на самолётах со “спецбоеприпасами”. То есть с атомными бомбами. У нас проблемы с лётчиками. Кто-то же должен летать! Сердюков закрыл большую часть военных училищ на территории РФ. Сколько военных училищ у нас после него заново создали? Что-то я про это ничего не слышал... Лётчиков катастрофически не хватает, поэтому и привлекают белорусов», – говорит зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Все лётчики гражданской авиации вроде как на особом учёте в Минобороны РФ, это – ценные кадры. Готовые пилоты транспортных и иных военных самолётов, тот самый мобилизационный резерв. Если кто забыл: в годы Великой Отечественной войны лучший пилот «Аэрофлота» Александр Голованов возглавил АДД (авиацию дальнего действия) и ещё в 1941-м бомбил Берлин. В 1944-м он стал Главным маршалом авиации – по заслугам. А сейчас его коллегами так разбрасываются...
С самолётами в России нынче, действительно, плохо. Это если выражаться цензурно. Недавняя презентация как бы новых российских машин, за которые хотят какие-то заоблачные деньги, ситуацию явно не спасёт. Как выяснилось на совещании у президента РФ, у Минпромторга нет даже планов по загрузке предприятий. То есть вся распиаренная программа строительства МС-21, Superjet NEW и Ту-214 (ещё советская разработка) еще под большим вопросом.
Равно как и объявленные цены, которые, судя по всему, еще не раз «скорректируют». По сути, сейчас гораздо выгоднее купить бразильские Embraer E195-E2. Ценник сравнимый, с обслуживанием всё прозрачно, а санкций в отношении России данная страна не принимала.
Помимо бюджетных денег удастся сохранить и кадровый потенциал, тех самых лётчиков «двойного назначения», которых сейчас массово сманивают в США. Да, свои самолёты строить всё равно придётся, но заниматься этим можно лишь после того, как все наши нынешние руководители отрасли переквалифицируются в лесорубов, землекопов и золотодобытчиков. И не иначе.
Однако проблемы с лётчиками наши власти не волнуют – как и с другими высококлассными специалистами. Иногда заикаются о том, что, дескать, всё плохо – удрали айтишники. Далеко не все эмигрировали в США, Евросоюз и прочее дальнее зарубежье, кто-то осел и в соседней Белоруссии. Но оттуда тоже выдачи нет: Батьке нужны хорошие кадры. И не только ему.
«Все мои знакомые из сферы IT достаточно быстро нашли работу. Те, кого позвали, теперь зарабатывают гораздо больше, чем в Москве. Позвали их в Армению, в крупные мировые компании, которые туда переехали, там у них теперь главный офис», – говорит программист Илья.
Чем в 2022-м российские чиновники обещали остановить «утечку умов»? «Льготной» ипотекой, которая на падающем рынке недвижимости никому не нужна. И обещанием не призывать в армию. Но многие айтишники попали под мобилизацию, хотя их вроде как собирались беречь. Тоже обманули.
«Кадровый голод» наблюдается в ресторанном бизнесе, в автосервисной индустрии, в промышленности и строительстве. По сути, все те специалисты, которые что-то стоят и которые готовы искать себе лучшую долю, готовы выехать из России. Если уже это не сделали.
Причём ситуация гораздо хуже, нежели наблюдалась в начале 90-х, когда после распада СССР на Запад стали уезжать учёные, инженеры, врачи и прочие образованные люди. Часть из них вскоре вернулась, поверив лозунгам о «вставании с колен»...
Согласно данным ФСБ, только на третий квартал 2022 года из РФ выехало чуть менее 10 млн. граждан. Плюс за первый квартал – ещё 5 млн. человек. Данных на конец года почему-то нет, да и не факт, что таковые появятся. Учитывая то, что ехать на отдых нынче особо некуда, а также географию «путешествий» – 70% пришлось на Абхазию, Турцию, Казахстан, Грузию и Финляндию – стоит говорить о совсем иных масштабах так называемой «пятой волны эмиграции».
«У нас есть исследование, в котором мы спрашиваем, по какой причине человек в последний раз уволился с работы, и что бы могло удержать его от этого шага. Нематериальных средств мотивации – полисов ДМС, дополнительных дней отпуска, скидок на продукцию компании, бесплатной еды и напитков – в первых рядах этого списка нет. Более высокая зарплата, адекватное руководство, гарантия соблюдения трудовых прав, повышение в должности и так далее», – объясняет руководитель исследовательского центра Superjob Наталья Голованова.
Тот же самое верно и в масштабах государства. Если людей постоянно обирать – при помощи незаконных тарифов ЖКХ, ничем не обоснованного роста цен на продовольствие, лекарства и на автомобили, то людям это в какой-то момент надоест. И они уволятся. То есть эмигрируют. Что мы, собственно, и наблюдаем.