Войти в почту

Как и где будут искать место крушения самолета Леваневского: последнее белое пятно в арктической истории

Летать выше и быстрее всех В 1937 году произошли первые в мире трансполярные перелеты советских летчиков, «сталинских соколов». Летать выше всех, быстрее всех, говорили про них. Речь о Чкалове Валерии Павловиче, Громове Михаиле Михайловиче – это легендарные личности, их никогда не должна забывать наша страна. В том же 1937 году, 12 августа, с подмосковного аэродрома поднялся самолет с задачей долететь до американского континента и на Аляске выполнить посадку. Не получилось, за полюсом вышел из строя один из четырех моторов тяжелого транспортного самолета. Экипаж продолжал полет, но радиограммы стали реже, тревожнее и потом исчезли. «Самолет потерпел какую-то аварию, катастрофу. Были предприняты прямо тут же попытки пройти этим же маршрутом. И вот мой друг – сын Михаила Васильевича Водопьянова – летчик Алексей Михайлович Водопьянов, как его отец, тут же полетел этим маршрутом по следу самолета… Пролетел, вернулся, ничего не нашел. Как найти самолет в те годы, не имея никакой аппаратуры специальной, ни приборов, ничего? Как можно было искать самолет за тысячи километров в центре Северного Ледовитого океана?» – рассуждает Владимир Чуков. В 1938 году эта тема была закрыта. А затем началась Великая Отечественная война, а потому было не до поисков. После этого в 50–60 годы вновь предпринимались попытки найти место крушения. Летали американцы со своей стороны, канадцы тоже проложили к этому руку и принимали участие в таких полетах. Новая версия событий Владимир Чуков рассказал, что его единомышленники и коллеги выдвинули свою версию произошедшего. Уже сейчас они ведут исследовательскую работу и выясняют все обстоятельства катастрофы, которая произошла в небе 85 лет назад. «Первые разговоры на эту тему были лет пять назад, года три назад мы создали инициативную группу. Пригласили в нее не только путешественников, но и специалистов из области медицины выживания, из области распространения радиоволн и конструкторов радиоаппаратуры и радиолюбителей. Вот наша небольшая команда: пять–шесть человек», – говорит полярник. Он завил, что им удалось практически доказать, не просто высказать предположение, а доказать, что все поиски самолета были организованы неправильно. По его мнению, не было проведено достаточной работы по анализу документов, радиограмм, публикаций. Версия, которую они взяли за основу, была высказана еще Александром Беляковым, тоже летчиком, участвовавший в полетах Чкалова и Громова. Он предположил, что самолет мог повернуть не в сторону Аляски, а к Канаде. «Медики, специалисты, психологи говорят на 200 %, что в этой ситуации экипаж летчиков, опытнейших полярников, примет решение не лететь на верную гибель, понимая, что топлива добраться до Аляски не хватит, много чего еще у них было под большим вопросом. В этой ситуации решение единственное – лететь по направлению к ближайшей земле – до Канады», – аргументировал свою версию Чуков. Радиостанция самолета выходила в эфир и после крушения. По словам путешественника, в последний раз ее засекли 30 сентября 1937 года, спустя полтора месяца. Это значит, что люди были живы. «Это не наши современные радиостанции, которыми можно гвозди забивать. Это ламповая, нежная радиостанция. Значит, самолет практически сохранился. Может, шасси подломилось или еще что-то. Что еще говорит в пользу нашей версии, это то, что тогда аккумуляторы были примитивные, они не могли в течение 1,5 месяца обеспечить возможность работы радиостанции без питания. Значит, самолет не просто сел, а у него еще работали моторы, хотя бы один. Потому что нужен был источник питания для того, чтобы радиостанция давала сигнал», – рассуждает Владимир Семенович. Нужно искать ледник и могилы В одной из радиограмм говорилось: «…Впереди видим ледяные горы». Владимир Чуков отмечает, что это мог быть только канадский архипелаг, там горы под 2 км высотой, ледяные, потому что все время в шапках – он их сам видел в 1998 году. По его словам, это практически единственное место, где могла быть выполнена аварийная посадка. «Мы еще застали тот период, когда этот ледник выходил в сторону дрейфующих льдов Ледовитого океана. Там он распространялся км на 50, на 80 вдоль побережья полуострова. Сейчас этого ледника, к сожалению, нет, – подчеркнул путешественник. Случайно в New York Times за 2003 год мне удалось найти заметку. Канада потеряла ледник. Мне показывают современные космические снимки и говорят: Семенович, вот ты говоришь, там ледник, но его там нет. Я смотрю, а там действительно открытая вода, битый лед плавает. Там, где мы в 98 году палатку ставили. Все, значит, ледник был до 2003 года. Но затем начал таять и уходить». Владимир Семенович считает, что нужно искать в первую очередь могилы или знаки не берегу, которые могли оставить летчики. По его мнению, люди чисто психологически не бросят тело своего товарища, обязательно будет какое-то сооружение из камня – как кладут на могилу какие-то знаки. Владимир Чуков и его команда уже договорились с Роскосмосом: ведомство будет предоставлять космические снимки. Хотя могилы даже с помощью современных технологий найти будет сложно. Должен быть чистый воздух, очень низкое солнце, чтобы тень была. По итогам планируется международная поисковая экспедиция. Имя Леваневского известно не только в России и странах СНГ. Герой Советского Союза Сигизмунд Леваневский спас американского летчика и был настолько авторитетен в то время в США, что они первыми полетели искать пропавший самолет. «Несмотря ни на что, у нас есть отношения и с Аляской, и с Канадой. Там уже ждут, когда мы дадим зеленый свисток – и вперед, искать самолет», – резюмировал Владимир Чуков. Фото: Roman Denisov, Роман Денисов / Global Look Press / globallookpress.com

Как и где будут искать место крушения самолета Леваневского: последнее белое пятно в арктической истории
© РИА "ФедералПресс"