Во вторник, 22 ноября, на Балтийском заводе в Петербурге прошла церемония поднятия государственного флага на ледоколе «Урал». Через несколько дней судно должно прибыть в порт Мурманска, а в начале декабря — приступить к постоянной работе в Арктике. Также на Балтийском заводе был спущен на воду еще один атомный ледокол — «Якутия». Его должны достроить в следующем году. Новые ледоколы призваны обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.
«Урал» — третье судно проекта. Головная «Арктика» была спущена на воду в 2016 году, а еще через год со стапелей спустили ледокол «Сибирь». В ближайшие годы планируется построить еще три таких же ледокола. Таким образом, с учетом головного судна проекта число новых атомных ледоколов доведут до шести. По словам гендиректора Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, для обеспечения грузоперевозок по Северному морскому пути может потребоваться строительство еще четырех судов такого же типа.
О преимуществах атомных ледоколов рассказывает первый заместитель гендиректора АО «Совфрахт» Карен Степанян:
Карен Степанян: первый заместитель гендиректора АО «Совфрахт» «Это мощность силовой установки. Это автономность. Дизельный ледокол в боевом режиме может отработать, наверное, максимум 20 суток. У атомного ледокола таких проблем нет. Его установка позволяет ему работать и год, и два. Лишь бы запаса хватало. Поэтому атомный ледокол вне конкуренции».
Головное судно проекта, атомный ледокол «Арктика», планировали передать заказчику еще в 2017 году. Но сроки перенесли сначала на 2019 год, а потом и на 2020-й. Основной проблемой строительства «Арктики» стали паротурбинные установки: изначально их должен был строить Харьковский турбинный завод, но после 2014 года заказ на турбины передали петербургскому «Киров-Энергомашу».
Новые ледоколы необходимы для обеспечения круглогодичной навигации по Севморпути, что, как заявлял ранее глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков, позволит сделать его полноценной альтернативой Суэцкому каналу. Но пока основной грузопоток формируют российские компании. Продолжает совладелец и директор консультационной компании «Гекон», член научного совета при Совбезе России Михаил Григорьев:
Михаил Григорьев совладелец и директор консультационной компании «Гекон», член научного совета при Совбезе России «Это проект производства сжиженного природного газа «Новатэка» и добычи нефти «Газпромнефтью» в Новопортовском месторождении. Нефть стали отгружать на регулярной основе в 2015-2016 годах. А в конце 2017 года начались отгрузки сжиженного природного газа. В совокупности эти два проекта обеспечивают почти 90% грузоперевозок по Северному морскому пути. Возможен рост грузопотока, связанный с проектами освоения месторождений газа, это «Арктик СПГ — 2», а также месторождений нефти, это проект «Восток Ойл» «Роснефти» на западном побережье Таймыра в Енисейском заливе. И еще один проект по добыче высококачественного угля корпорации Aion, тоже на Западном Таймыре. Других крупных источников роста грузовой базы не предполагается».
Если Россия сможет обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути, это привлечет иностранных грузоотправителей. Так считает главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко:
Михаил Войтенко главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» «На самом деле, потенциальный интерес очень большой будет к Северному морскому пути. Если и дальше будут запрещать нормальное судоходство, нормальные суда — это связано с кампанией по борьбе с углекислым газом, с парниковыми газами, — то у иностранных грузовладельцев, тех же китайцев, другого выхода не будет, кроме как отправлять через Северный морской путь, если они хотят, чтобы их грузы перевозились нормальными судами по нормальной стоимости на нормальных видах топлива».
Как ожидается, к 2035 году Северный морской путь должен стать международным транспортным коридором с грузопотоком 160 млн тонн в год. По итогам 2020 года по СМП было перевезено 33 млн тонн различных грузов.