Почему истребители падают на дома
И в отношении местного «карьера» было применительно слово «глубина», а не высота. Крики чаек и их белые крылья мы могли слышать и видеть, только когда приезжали на море. Много с тех пор лет прошло. Для того чтобы увидеть чаек, летающих над уже высоким, а совсем не глубоким карьером, вовсе не обязательно подниматься на верхние этажи многоэтажек, построенных на территории военного городка, неподалеку от взлетной полосы...
Не буду писать названия своего родного города. Во-первых, не хочу упоминать его в неприятном ключе. Ему и так несладко. Во-вторых, да мало ли таких городков и городов в нашей стране?! Городков, про которые и знает-то мало кто, пока что-то там не случится...
Что подумал город Ейск, когда на него рухнул пустой самолет? Что подумал город Иркутск, когда на него упал самолет то ли с заснувшими, потерявшими сознание, то ли с уже погибшими в воздухе летчиками? Про то, что идут учения? Или мучения?
- Я выпускник Ейского авиационного училища и много летал там, - рассказывает Герой России генерал-майор Магомед Толбоев. - Тогда это был пустырь. Аэродром и пустырь. Военный гарнизон. Сейчас там вплотную идет застройка. В створе полосы! И поперек нее. Там после взлета, если что-то случится, деваться некуда. Вопросы - к продажным властям, которые продают земли где угодно и как угодно...
О причинах падения самолета в Ейске заслуженный летчик-испытатель России говорит, что, скорее всего, это несчастный случай, столкновение со стаей птиц. Возле Ейска - лиман, теплое море, там очень много чаек и других пернатых. Почему аэродром и училище были построены именно там? Да потому что создавалось оно именно как учебное заведение морской авиации.
- С моря взлетали на гидропланах. Это был целый комплекс. А кто в 90-х годах начал строить вокруг дома? Кто построил поперек полосы жилой комплекс? Кто дал на это разрешение? Эти люди давно уже убежали - кто в Италию, кто в Испанию. Деньги заработали и исчезли. Сейчас никто не будет отвечать!
Что касается систем защиты самолетов от птиц, то они существуют: как индивидуальные - на отдельных типах самолетов, так и аэродромные, локальные.
- Чего только для этого не придумали, - продолжает Магомед Толбоев, один из основателей авиасалонов МАКС. - Это и звуки, подражающие крикам хищных птиц, и реальные птицы: сапсанов, например, на аэродромах заводят и специально запускают, но на самих аэродромах. За их территорией этого сделать невозможно, потому что там мусорные свалки... У нас в Жуковском случилась по этой причине катастрофа с гражданским самолетом. И что вы думаете, убрали эти мусорки? Показуху устроили! А по ночам шоферы продолжают мусор сваливать. Нужен комплексный подход: тут не отдельный самолет, а регион надо защитить!
Про произошедшее в Иркутске заслуженный летчик-испытатель России говорит, что, скорее всего, причина этого - халатность наземных служб:
- Когда идет подготовка самолета, проводится и продувка кислородной системы. Продувают обычно азотом. Этот азот могли оставить вместе с кислородом, и люди просто уснули...
Не исключает опытный летчик и диверсии:
- Может быть, и специально так сделали: подкупили кого-то, и он этот азот в системе оставил. Этот случай - из ряда вон выходящий. Такого просто не должно быть: когда идет подготовка самолета, техники, инженеры все проверяют. Так что действительно с большой долей уверенности можно говорить о том, что была совершена диверсия.
Но как назвать ситуацию, когда взлетная полоса становится похожа на чашу стадиона, как трибунами окруженную многоэтажками? Это что - халатность, диверсия или чья-то банальная жадность?
У всего есть цена. Вполне конкретная. Кто-то платит за квартиры в домах, построенных рядом с аэродромами. А кто-то эти деньги получает. Кто-то платит за вывоз мусора на свалки, устроенные вблизи таких объектов, а зачастую и около жилых микрорайонов, а кто-то на этом неплохо наваривается. Сколько стоит человеческая жизнь? На этот вопрос принято отвечать: «Бесценна». Более конкретный ответ мы получаем, когда власти сообщают о сумме компенсаций. В каждом регионе «прейскурант» свой...
Алексей Сокольский.
Фото: В. Тимкив/РИА «Новости».