Отличные парни отличной страны

Мы не пытаемся обвинить летчиков в том, что они не увели самолет в сторону: есть свидетельства очевидцев, утверждающих, что летчики перед катапультированием дали крен влево и потому машина рухнула не на дом, а возле него! Да и запаса высоты практически не было.

Отличные парни отличной страны
© Мир новостей

Но в связи с сегодняшней трагедией «МН» вспомнил другую, произошедшую 56 лет назад, в далеком 1966-м.

Подвигу советских летчиков Бориса Капустина и Юрия Янова посвящена песня «Огромное небо». В ней - история мужества, героизма и готовности пожертвовать собой ради жизни других людей. В песне, которая живет и сегодня, нет никаких имен, и многие молодые россияне даже не представляют, какому событию она посвящена.

«НЕБО – ОДНО НА ДВОИХ»

В Советском Союзе о трагедиях в авиации вообще и военной особенно писали крайне редко и мало. Но катастрофу над Берлином советские СМИ освещали подробно. Подвиг летчиков, о которых в песне сказано «отличные парни отличной страны», быстро стал известен во всем мире.

Пилот - капитан Борис Капустин и штурман - старший лейтенант Юрий Янов - ровесники, в 1966-м им было по 34 года. В 1964 году оба переучились в Новосибирске на первый в СССР сверхзвуковой бомбардировщик Як-28, серебристый красавец, чьи стремительные, почти «готические» формы стали олицетворением азартной эпохи - штурма космоса, сверхзвука, стратосферы. Уже готовым экипажем перелетели в Группу советских войск в Германии, где в 40 км от Берлина базировался 668-й авиационный полк.

«ОДНАЖДЫ В ПОЛЕТЕ МОТОР ОТКАЗАЛ…»

6 апреля 1966 года у экипажа был очередной вылет. Однако, достигнув высоты 4000 метров, самолет вдруг начал стремительно терять скорость. С ним произошла почти невероятная вещь - практически одновременно отказали оба двигателя. Пытаясь запустить их, Капустин планировал кругами, однако самолет неудержимо потянуло к земле, не видимой из-за облачности. Тогда еще не было современных систем навигации, определяющих положение самолета с точностью до метра. Полет над облаками при отсутствии ориентиров и сильном боковом ветре снес самолет на несколько километров в сторону. Когда он вынырнул из облаков, летчик и штурман испытали секундный шок. Под ними раскинулся Берлин. В тот момент не просто город, а передовая холодной войны. Разделенный на восточную и западную части, он являлся границей двух политических систем, где любой мало-мальски серьезный инцидент был чреват непредсказуемыми последствиями.

Тысячи изумленных берлинцев, запрокинув головы, наблюдали за тем, как вывалившийся из облаков серебристый самолет с красными звездами на плоскостях, оставляя за собой шлейф темного дыма, в полной тишине неожиданно делает «горку», а с ее вершины пологим виражом уходит в сторону городской окраины.

Счет шел на секунды. Нужна была экстренная посадка. Капустин и Янов лихорадочно искали подходящее место и вроде бы нашли, но, присмотревшись, поняли, что это кладбище и оно было заполнено живыми людьми: в день Пасхи немцы традиционно навещали умерших родственников.

Пришлось для аварийной посадки искать другое место. Диспетчер, который знал об отказе двигателей, передал летчикам приказ командования совершить катапультирование и бросить самолет, но допустить падения на оживленные улицы 16-тонной машины с полными баками топлива экипаж не мог. Как известно, многие летчики предпочитают до последнего бороться за жизнь крылатой машины. Спасти, посадить и тем самым сохранить бесценные свидетельства того, что случилось. На земле выявят неисправность, во все уголки страны полетят телеграммы - проверьте проблемный узел. А это спасенные жизни летчиков.

Борис Капустин не сдавался. Последним шансом оставалось приводнение на озеро Штессензее. Невероятными усилиями дотянул до воды. Но перед самолетом выросла дамба с шоссе, по которому проносились автомобили. Последним усилием летчик сумел поднять Як-28 над дамбой. Потерявший скорость самолет с большим наклоном громадным копьем зарылся в дно озера.

С момента вылета прошло меньше 20 минут. С начала аварии - около 30 секунд.

ЦЕННЫЙ ТРОФЕЙ ДЛЯ ПРОТИВНИКА

Як-28 упал в английском секторе Берлина, всего в нескольких сотнях метров от советской зоны. Однако в Восточном Берлине об этом не знали - двое суток советские и восточногерманские военные искали пропавший самолет.

На место падения уже через 15 минут прибыл глава английской военной миссии бригадный генерал Дэвид Вилсон. Для британских военных это был прежде всего ценный трофей, позволявший изучить военные секреты противника.

Английская военная полиция оцепила озеро. Все обращения советского командования получить доступ к месту падения отвергались под предлогом улаживания бюрократических процедур.

А ночью команда военных водолазов приступила к демонтажу оборудования истребителя. Западным специалистам было известно, что советский бомбардировщик был оснащен уникальным радиолокатором «Орел-Д». Прибор и стал целью английских разведчиков. Как только водолазы подняли со дна его фрагменты, они были отправлены в Лондон для проведения исследований.

И хотя тела летчиков англичане достали быстро, они продолжали уверять советское командование, что все еще пытаются это сделать. В общем, тянули время, потому что технические специалисты из Королевского авиационного института в Фарнборо изучали демонтированное оборудование. Презрев неписаный кодекс офицерской чести, которому до последних секунд своей жизни были верны советские летчики, лишь на рассвете 8 апреля тела Капустина и Янова демонстративно уложили на плот и передали советскому командованию.

Озеро Штессензее, куда упал самолет

ПАМЯТЬ О ГЕРОЯХ ЖИВЕТ

Но были и трогательные человеческие проявления скорби. На прощание с летчиками в восточном секторе Берлина пришли тысячи горожан. Каждый город ГДР прислал свою делегацию. Колонна немецких граждан, желающих отдать последние почести, двигалась непрерывно. В церемонии приняли участие немецкие политики как Восточной, так и Западной Германии. Даже Британия прислала на церемонию прощания с летчиками-героями Королевский оркестр. Бургомистр Западного Берлина Вилли Брандт, ставший впоследствии канцлером ФРГ, сказал: «Оба офицера в решающие минуты сознавали опасность падения в густонаселенные районы и в согласовании с наземной службой наблюдения повернули самолет в сторону озера Штессензее. Это означало отказ от собственного спасения. Я это говорю с благодарным признанием жертве, предотвратившей катастрофу».

Позже на месте падения самолета была установлена мемориальная доска. В Эберсвальде и еще семи городах Германии появились памятные знаки. На бывшем советском военном аэродроме, с которого ушел в свой последний полет Як-28, теперь расположен авиационный музей. Там же открыт обелиск с надписью: «Памяти всех жертв холодной войны. Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей. Старший лейтенант Янов. Капитан Капустин. 6 апреля 1966 года».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1966 года Борис Капустин и Юрий Янов были посмертно удостоены орденов Красного Знамени.

Бориса Капустина похоронили в Ростове-на-Дону, в один день с отцом, который не пережил горя. Юрий Янов похоронен на родине, в Вязьме.

В 1967 году поэт Роберт Рождественский написал стихотворение «Огромное небо», в основу которого легла история летчиков-героев. Музыку написал композитор Оскар Фельцман. Песня вошла в репертуар многих известных советских исполнителей. Чаще всего ее исполняет Эдита Пьеха. Эта песня - своеобразная память обо всех летчиках, которые, отказываясь от собственного спасения, уводили самолеты подальше от жилых домов.

Денис Карпов.

Фото: WIKIPEDIA.